СЕРГЕЙ БАРКОВСКИЙ. БЕСКОНЕЧНОЕ ПОЛОТНО ХУДОЖНИКА

В СЕНТЯБРЕ ТРИДЦАТИЛЕТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТМЕЧАЕТ ЛЮБИМЕЦ ПУБЛИКИ ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ РОССИИ СЕРГЕЙ БАРКОВСКИЙ. ЧТОБЫ УВИДЕТЬ КУМИРА, ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТЕАТРАЛЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПРИХОДЯТ НА РАЗНЫЕ ПЛОЩАДКИ.

НО ВСЕ ЖЕ ВСЕ ТРИ ДЕСЯТИЛЕТИЯ ЕГО ДОМОМ ОСТАЕТСЯ МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР. ЗА ЭТИ ГОДЫ БАРКОВСКИЙ ИГРАЛ ВО МНОГИХ СПЕКТАКЛЯХ, КОТОРЫЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, УШЛИ СО СЦЕНЫ: «КАСАТКА», «ДНИ ТУРБИНЫХ», «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ», «НОЧЬ ОШИБОК»… НО КАКОВ СЕГОДНЯШНИЙ «МОЛОДЕЖНЫЙ» ПОРТРЕТ БАРКОВСКОГО? ИЗ КАКИХ РОЛЕЙ В РОДНОМ ТЕАТРЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ ЕГО АКТУАЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ОБРАЗ?

Генри Сент-Джон (виконт Болингброк) в «Стакане воды»(М. Черняк)
Пьеса Эжена Скриба – достойный образецблистательной комедии интриги.
Деньги,власть, честь, дружба и любовь складываются в настоящую шахматную партию,которой и руководит герой Барковского. Этот хитрец и философ ловко переставляет
фигуры и вызывает целую бурю страстей! Изящная, остроумная пьеса – достойная основа для «костюмного» спектакля, в котором грамотное ведение действия, осуществляемое главным героем, становится залогом успеха спектакля.
 Карл в «Жаворонке» (С. Спивак, А. Дежонов)
Пьеса Жана Ануя – интеллектуальная драма о призвании человека, о предназначении. Жанна Д’Арк, сумевшая поднять Францию на борьбу с англичанами, платит суровую цену за право войти в историю.


«Заразить идеей» ей нужно всех – от простого солдата до короля Карла. В исполнении Сергея Барковского король – мудрый хулиган. Он предпочитает развлекаться, играть роль своего шута, и в этом и есть его волевое решение – вокруг слишком много тех, кто хочет изменить историю, и поэтому иногда мудрее и проще отступить.


Тартюф в одноименном спектакле (А. Андреев)

Известная пьеса Мольера привлекает театр уже не одно столетие. Но до сих пор мы задаемся вопросом: кто же такой Тартюф?

Образец лицемерия и обмана, подлости и подхалимства? Мелкий плут, пройдоха? Или необычайно талантливый мошенник, сумевший «ослепить» своим обаянием уважаемого отца семейства? Тартюф – виртуоз манипуляции и азартный игрок, получающий удовольствия от своей рискованной игры. Но Барковский в этой роли развенчивает зловеще-властную энергию героя, способную поработить волю окружающих. Его Тартюф ровно таков, каково общество вокруг него, он в равной степени и победитель, и жертва.


Доменико Сориано в «Семье Сориано, или Итальянской комедии» (С. Спивак)

Вкус к яркой театральной форме и комедийный талант артиста здесь проявились в полной мере! Но за внешней театральностью обнаруживается еще один пласт –
поиск ответов на вопросы серьезные и волнующие каждого. Главный герой открывает для себя новые ценности, и его Дом – вначале хрупкий, как карточное строение, –
становится настоящей крепостью. Артисты Сергей Барковский и Наталья Суркова на первый план выводят страстную «битву» между Мужчиной Женщиной, которая есть
не что иное, как нелегкий путь к созданию семьи – союза, где каждый несет часть своей ответственности, стремится сохранить целое, не потеряв себя.


«История села Горюхина», «Авдей Флюгарин», «Жуковский. Прощание» (А. Андреев)
Уникальным творческим событием в биографии Сергея Барковского стала трилогия моноспектаклей о судьбе А.С. Пушкина, созданная в Пушкинском театральном
центре, а ныне играемая на площадке Молодежного театра. Моноспектакли являют зрителю личность самого Пушкина, образ его антагониста – Фаддея Булгарина, издателя газеты «Северная пчела», которому поэт дал едкое прозвище Авдей Флюгарин, а также мудрость учителя и друга гения – Василия Андреевича Жуковского.

И в каждом спектакле Барковский пробует разные жанры: перед зрителем предстает «презентация рукописи Ивана Петровича Белкина», комедия масок, рожденная вереницей эпиграмм Пушкина и текстов Булгарина, и трагедия судьбы.


Абель Знорко в «Загадочных вариациях» (С. Спивак, Д. Камошина)
Пьеса-дуэль Эрика-Эмманюэля Шмитта максимально натуралистично обнажает души двух героев. Любовь к одной и той же женщине определила их характеры и судьбы, познакомила друг с другом, изменила до неузнаваемости. 

Абель Знорко Барковского, писатель, лауреат Нобелевской премии, – поначалу человек самовлюбленный, презирающий социум, позволяющий себе цинично насмехаться над людьми, которых он считает ниже себя по интеллекту, таланту и праву на оценку. Эти качества сноба и мизантропа, легко раздражающегося на мир, Барковский выявляет у своего экспрессивного героя в каждом жесте, движении, интонации.

Его высокомерный и эгоистичный герой демонстрирует полную оторванность от реальности. Тем ярче его последующее преображение: оппонент вносит в жизнь Знорко не знакомые ему доселе растерянность, страх перед действительностью, человеческую слабость. Сергей Барковский весь спектакль минута за минутой по крупицам выстраивает эту трансформацию. 


Жан-Батист Поклен де Мольерв «Кабале святош/Мольер» (С. Спивак, Н. Архипова)Михаил Булгаков, обращаясь к биографии великого французского комедиографа, в образе
Мольера стремился дать образ не столько гениального художника, фигуру историческую, сколько простого, живого человека, с его надеждами, успехами и ошибками. Сергей Барковский идет вслед за автором и режиссером спектакля. Его Мольер будучи личностью неординарной, занят сразу всем: он руководит театром, сам ставит спектакли и играет на сцене, пишет пьесы, ищет расположения короля Людовика, строит личную жизнь.

Он способен на многое, но Барковский не воспевает Мольера за это, не ставит его на пьедестал. Мольер Барковского – влюбленный, иногда наивный, одержимый творчеством, доверчивый, порой недальновидный и невнимательный к ближнему. Отринув все возможные штампы, Барковский делает своего героя живым, настоящим, объемным и, главное, свободным, любящим жизнь, несмотряни на что. Он делает великого человека близким и понятным каждому.
P.S.
В декабре состоится премьера спектакля по киносценарию Андрея Платонова «Семья Иванова» в постановке Юрия Цуркану, где Сергей Барковский сыграет одну из главных ролей – роль Пашкова. Так что творческий портрет артиста все время дополняется новыми деталями и красками. Ждем продолжения!


По материалам пресс-службы
Молодежного театра на Фонтанке