КСЕНИЯ ИВАНОВА: АКТЕРСКУЮ ПРОФЕССИЮ РУКАМИ НЕ ПОТРОГАТЬ
Лауреат молодежной премии Санкт-Петербурга Ксения Иванова работает в драматическом театре «Комедианты» седьмой сезон и настолько «вросла» в репертуар, что сегодня трудно представить театр без этой вдумчивой, высокопрофессиональной и очаровательной актрисы, прекрасно чувствующей себя в классическом и современном материале. В комедии, драме, водевиле, трагикомедии.
– Ксения, начнем сначала. Щукинское училище сдалось вам без боя, когда поступали?
– (Улыбается) Я поступила в училище с первого раза, сразу после школы. В 18 лет. Хотя нигде никогда не занималась. И не хотела! Говорила маме: «Меня там испортят» (смеется). По этой же причине и в «Ералаше» отказалась сниматься. Но и сама ничего особенного «подготовительного» не делала.
Очень любила советские фильмы и много их смотрела, может, это что-то в дальнейшем и определило во мне… Андрей Миронов, Олег Даль, Анатолий Папанов, Андрей Мягков, Наталья Гундарева, Людмила Гурченко, Татьяна Доронина, Елена Соловей невероятно мне нравились. Обожала Инну Чурикову! «Начало», «В огне брода нет», «Старшая сестра»… (Задумывается).
Папа с мамой у меня актеры. Работали сначала в Ленконцерте. Потом, переехав в Москву, папа увлекся драматической клоунадой, и они с мамой выступали в «Театре клоунады» Терезы Дуровой.
Потом папу пригласили в клоун-театр «Микос», с которым он работал в Европе и в Цирке Никулина на Цветном Бульваре.
– Поступили экспромтом?
– Можно и так сказать (улыбается). Совершенно не представляла как вести себя на сцене и была очень непосредственна. В других институтах за это «топили», а мой будущий мастер Владимир Владимирович Иванов – режиссер Вахтанговского театра за это и приметил. На втором туре почувствовала, что меня практически приняли. А на третьем – «посыпалась», не пришло вдохновение (улыбается). Перед решающим испытанием Владимир Владимирович серьезно поговорил со мной: «Соберись. Знаешь сколько претендентов на твое место?». Я собралась! Поступила! Потом узнала, что были в комиссии те, кто не хотел меня брать, говорили Иванову: «Подождите, пусть вырастет». Только ко второму курсу их мнение поменялось.
– Какое амплуа вам прочили? Инженю? Героини?
– У меня были роли очень непохожие друг на друга. В пьесе Островского «Поздняя любовь» играла мать главного героя Фелицату Антоновну Шаблову. На сцене Театра им. Е. Вахтангова, где мы проходили практику, в сказке «Кот в сапогах» играла птицу. И одну из ласточек в спектакле «Мадемуазель Нитуш».
Кирилл Пирогов, актер Театра «Мастерская Петра Фоменко» и ученик моего мастера поставил у нас на курсе спектакль «Кухня» по пьесе Арнольда Уэскера, там я сыграла Монику. Это была девушка-мечта. Можно сказать, и спектакль был некой мечтой. Хотелось воплотить его таким, каким он задумывался. Там была удивительная атмосфера. И репетиции, и игра на сцене в этом спектакле остались в моей памяти счастливым и светлым временем. Через Кирилла Альфредовича мы прикоснулись к Фоменко, к тому, как Петр Наумович работал над спектаклем, как взаимодействовал с актерами. Это было так здорово! И, конечно, Владимир Владимирович, мой мастер, очень много для меня сделал. Я до сих пор вспоминаю его замечания, советы, как он был с нами строг, как любил нас, как в нас верил. Это очень важно: любить и верить!
Мне, на самом деле, очень повезло, роли я играла разноплановые, некоторые были на преодоление. Это было трудно, но очень нужно для меня и невероятно интересно. Наш педагог Валентина Петровна Николаенко говорила: «Радуйтесь, ребята, вы играете и это, и то, а в театре, может, придется выходить на «кушать подано» или в массовке».
– Периода «кушать подано» в вашей карьере не случилось. В «Комедиантах», куда вы попали после окончания училища, сразу появились роли.
– Я седьмой сезон работаю в «Комедиантах» и продолжаю ценить то, что уже имею, и то, что приобретаю. Михаил Александрович Левшин дает мне такую возможность и это очень ценно, когда видят твой потенциал, открывают в тебе то, о чем ты сам можешь не знать. Михаил Александрович говорит: «Пробуй! Будет интересно!». Иногда приходится работать на преодоление себя, а если потом что-то получается, это радостно вдвойне!
Я дебютировала в роли Виктории в «Истории с метранпажем» А. Вампилова – спектакль «Провинциальные анекдоты». Потом было много других замечательных ролей! Даша в «Земле Эльзы» Я. Пулинович, Люсинда в «Лекаре поневоле» Ж.-Б. Мольера, Финея в «Дурочке» Лопе де Вега, Тоня в «Квадратуре круга» В. Катаева, Хава в «Поминальной молитве» Г. Горина...
Я всегда нахожу ассоциации с тем, что происходит в сегодняшнем мире. Чему-то учусь у каждой героини: жертвенности, терпимости, часто думаю: а смогла бы я поступить как она.
Но самое главное, что я чувствую и вижу себя в этом месте и с этими людьми. Для меня важно ответить себе на вопрос: мое – не мое. Здесь я сразу почувствовала, что мое.
– К чему лежит сердце? К каким ролям, жанрам?
– Меня неоднократно спрашивали, есть ли у меня роли мечты, но я никогда не могла ответить на этот вопрос. Любую роль, которую предлагают, воспринимаю как ступень, на которую надо подняться. Шаг вперед, который надо сделать.
Актерская профессия – профессия, которой ты учишься на протяжении всего творческого пути. Как только успокоишься, можешь ставить на себе крест. Здорово, когда о твоей работе говорят хорошие слова, но нужно все равно оставаться недовольным собой, «не почивать на лаврах» – это единственная дорога к мастерству.
– Каждый спектакль – единственный и, выходя на сцену в одном и том же образе, вы привносите что-то новое в своих героинь?
– Для меня самое сложное – каждый вечер как в первый раз играть. Да, есть ремесло, техника, но этого недостаточно, чтобы тронуть зрителя за душу. У меня нет готового рецепта: люблю созерцать, смотреть на деревья, стены домов, облака. Иду по улице, а где-то внутри происходит невидимая «ворожба», что-то накапливается, отзывается, происходит. Когда любишь то, чем занимаешься, магия обязательно произойдет. Выходишь на сцену, ощущаешь воздух спектакля и всё это увиденное, накопленное растворяется в нем, и рождается совершенно новая жизнь. Но материя эта зыбкая, словами не высказать…
Актерскую профессию руками не потрогать. Зрители расходятся, театр пустеет, энергия улетучивается, событий, которые решали судьбы героев, нет и… можно подумать, что ничего больше нет. Но это ведь не так. Где-то что-то обязательно осталось.
– Чтобы зрители почувствовали время, эпоху, в которой происходили события пьесы, читаете, насматриваете материал?
– У каждого своя кухня, я не отношусь к актерам, очень углубляющимся в эпоху. Знаю, что можно прочитать сотню книг, выйти на сцену и… ничего не произойдет. Не будет ни шлейфа эпохи, ни ее образа. Конечно, читаю, слушаю, смотрю, но важнее для меня найти точку соприкосновения со временем через мою героиню. Ищу себя в ней и ее в себе. Когда играю Хаву в «Поминальной молитве», одну часть себя оставляю, а в Тоне из «Квадратуры круга» другая дорогая мне часть. Это здорово, если своим нутром в роли попадаешь, а если нет личного соприкосновения, надо его искать.
– Театр в современной жизни какое место занимает, на ваш взгляд?
– Театру сложно как никогда, а будет еще сложней. Трудно отстаивать свое место, когда человек настолько избалован разнообразием досуга. Многие говорят, что есть кино, компьютерные игры, события в мире, которые волнуют, задевают, дают эмоции. Вечный вопрос: нужно ли отражать современную жизнь или театр – это сон о чем-то, что могло бы произойти или когда-то происходило? Каждый решает это для себя. Для меня главное, чтобы театр был живым. Этим он привлекает. Если человека зацепили живым языком, живой эмоцией, он раскрывает свою душу и в конечном итоге приближается к себе.
– Современный актер отличается от своих собратьев прошлых эпох?
– Трудно сказать. Актер, в первую очередь, должен быть личностью – чувствующей, глубокой, умной. Тогда будет интересно то, что он делает на сцене. Находясь на сцене, актер, находится словно под лупой, и его человеческое нутро влияет на то, что он играет. И еще, приходя в театр, ты должен «тапочки грязные» оставить за порогом, а в себе оставить что-то высокое, может даже идеальное, или хотя бы хотеть и пытаться приблизится к этому... Думаю, у хороших актеров так было всегда.
+Беседовала Светлана Рухля
Материал опубликован в журнале «Театр+» № 29 (декабрь 2022).