СНЕЖНАЯ СКАЗКА

«Снежная королева» – из самых «снежных» сказок. И самых волшебных. Впервые ее герои вышли на Ленсоветовские подмостки в спектакле НОРЫ РАЙХШТЕЙН, который сохранялся в репертуаре почти четверть века. Было это в прошлом столетии. Новая сценическая версия пьесы евгения шварца принадлежит ЕВГЕНИИ БОГИНСКОЙ.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Каждое время живет по своим законам, и сказочную историю о любви и отваге Богинская и художник-постановщик Ильшат Вильданов поместили в объемный виртуальный мир, похожий на  компьютерную игру (видео Полины Лимье и Анны Проскуриной; художник по свету Андрей Лебедь). Получился эффект присутствия и даже ощущение некой сопричастности. Но во всей этой эффектной стремительной мультимедийной красоте не потерялись ни живые эмоции, ни гуманистический посыл.

Действие затягивает исподволь. Сказочник (Александр Крымов) примеряет не только роль сочинителя, но и роль фокусника. Невероятно обаятельный, порой, по-детски трогательный и забавно неловкий он становится не просто рассказчиком, но и проводником в фантазийное пространство, возникающее и исчезающее на глазах. Богинская не изобретает сложных смысловых конструкций, похоже, ее целью было максимально приблизать сказочных героев к мальчишкам и девчонкам, сидящим в зале, и через это приближение сделать их более реальными, узнаваемыми. Поэтому и волшебство получилось рукотворным, лишенным шлейфа таинственности.

Злого-презлого тролля, смастерившего зеркало, искажающее всё доброе и прекрасное и разлетевшееся на множество осколков, один из которых попал в сердце Кая, в пьесе Шварца нет. Снежная королева (Диана Милютина), какой она появляется в спектакле, не символ вселенского зла, а прекрасная дама с холодным сердцем, и ее поцелуй не становится зловещей меткой. Однако сердце Кая (Иван Санников) заиндевело, «перерождение» произошло. Логичней всего предположить, что поцелуй стал не первопричиной, а послужил триггером. Но важно ли это знание для зрителя? А если не важно, то стоит ли его каким-то образом объяснять?

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

В спектакле помимо юмора, танцев, музыки много ярких актерских работ. Презабавных ворон Карла и Клару сыграли Иван Шевченко и Анна Гольдфельд. Вот уж кто вдоволь и посмеялся, и покрасовался! Чудесная принцесса Эльза (судя по всему, та самая, настоящая, которую, сбившись с ног, искал принц из «Принцессы на горошине») вышла у Аси Прохоровой, составившей симпатичный дуэт с Дмитрием Хасановым – Клаусом. Колоритный «вкусный» образ Короля создал Евгений Филатов. Ну а самым загадочным персонажем, той самой квинтэссенцией необъяснимого и внушающего страх, что напрочь отсутствует в Снежной королеве, стал Советник Марка Овчинникова, от колючего пронизывающего взгляда которого веяло настоящим холодом.

Главная сила Герды в исполнении Татьяны Трудовой не в бесстрашии, не в мужестве, не в терпении, а в невероятном, почти осязаемом количестве тепла, способном растопить и ледяное царство, и ледяное сердце.

+Светлана Рухля

Материал опубликован в журнале «Театр+» № 29 (декабрь 2022).