МЫШЕЛОВКА ЗАХЛОПНУЛАСЬ

Мюзикл «Mышеловка» Александра Журбина, написанный композитором в 2002 году по мотивам известной пьесы АГАТЫ КРИСТИ, получил к своему 20-летию подарок от Санкт-Петербургского Театра Музыкальной Комедии – одноименную постановку Николая Покотыло, в которой заняты ведущие артисты театра.

Журбин – один из тех редких ныне профессионалов, которые превосходно чувствуют себя в любом жанре – от эстрадной песни до симфонии. Что же касается мюзиклов, то композитором их за полвека написано больше трех десятков, и все они, за редким исключением, нашли сценическое воплощение. Основой для них становились произведения Оруэлла, Чехова, Шолом-Алейхема, Достоевского, Пастернака, О. Генри, Набокова, Гофмана и других знаменитых литераторов.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

«Мышеловка» «по Кристи» на сцене Малого зала Театра музыкальной комедии носит камерный характер, что «на руку» жанру спектакля, определенному как музыкальный детектив. В либретто Ольги Ивановой, как и в оригинальной пьесе, восемь реальных героев. И с учетом того, что практически каждый из них притворяется изо всех сил не собой, к ним плохо применим способ создания типажных образов. Участники действия  почти все время находятся на глазах у зрителей – в тесноватой натуралистической гостиной пансиона «У кролика», принадлежащего Джайлсу и Молли Рэлстон. Это усиливает детективную интригу, обостряя главный зрительский вопрос «А кто же убийца?». Как и то обстоятельство, что девятым «героем» композитор делает лейтмотив истории. Запоминающаяся песенка про трех веселых (в оригинале Кристи они – слепые) мышек явно играет роль подсказчика в запутанной, но одновременно и очень простой истории со счастливым концом.

Главными героями постановки Покотыло, бесспорно, являются молодые супруги Рэлстоны, чья любовь успешно проходит испытание судьбой. Мне повезло дважды видеть и слышать в ролях Джайлса и Молли слаженный и трогательный дуэт Владимира Яроша и Анастасии Лошаковой, прекрасно чувствующих друг друга, как в вокале, так и в танце, в котором даже приличная разница в росте для них не помеха.

Исполнитель роли Кристофера Рена, самого несчастного из всех постояльцев пансиона «У кролика» Роман Вокуев. Тембр его тенора замечательно передает невротику героя, не только физически мечущегося по сценической площадке, но и постоянно паникующего внутри себя самого, и в результате невольно претендующего на звание главного злодея. Образ Кристофера, созданный Вокуевым, чудно иллюстрирует всем известную аксиому: «чего больше всего боишься, то с тобой и происходит»…

Елена Забродина в роли мизантропки и брюзги миссис Бойл, судейство которой когда-то сыграло решающую роль в развитии главной трагедии, приведшей еще к двум убийствам, весьма убедительна. В каждой интонации, в каждом движении актрисы – презрение к роду человеческому и высокомерная манера судить его за все прегрешения, мелочно оправдывая при этом прегрешения собственные.

Образ майора Меткафа, таковым не являющегося,  создают в постановке Александр Байрон и Антон Олейников. В трактовке Байрона это классический возрастной джентльмен, обладающий (помимо стати и стандартного набора положительных мужских качеств) аристократической медлительной солидностью. Решение Олейникова подвижный и деятельный, но умеющий сдерживаться и держать язык за зубами искренний служака, старательно исполняющий свой долг.

Фотографии предоставлены пресс-службой театра

Татьяна Таранец (мисс Кейсуэлл) невероятно привлекательна в мужском  костюме (художник-постановщик – Сергей Новиков). Брючная пара подчеркивает неженскую мощь характера ее героини, немало пережившей и перестрадавшей на своем веку. Каждая пропеваемая ею фраза является столь же четкой, как и все действия, направленные ею на защиту и спасение вновь обретенного брата. Оксана Крупнова в роли мисс Кейсуэлл, напротив, женственна и нежна. Строгий брючный  костюм выглядит на ней надуманным средством собственной защиты, под которым скрывается девочка, так и не забывшая свои детские беды.

Залетный иностранец мистер Паравичини тоже существует в спектакле в двух ипостасях. Благодаря громогласному Александру Круковскому, моментально заполняющему собой пространство, перед зрителями предстает типичный прохиндей из южных краев, ничуть не стесняющийся своих занятий, осуществляемых согласно какому-то неписаному кодексу. Паравичини Олега Флеера, напротив, мутен, суетен и кажется явным обманщиком, хотя и безобидным.

Главный сюрприз, всецело соответствующий жанру музкомовской «Мышеловки»,  сержант Троттер. И победная убедительность находится на стороне Александра Леногова, точно, тонко и последовательно выписывающего портрет безумца, охваченного идеей мести, мании возвышения над обидчиками, да и над всем миром, столь безжалостным по отношению к нему. Нельзя сказать, что Федор Осипов чем-то плох в роли Троттера: его безумие носит просто иной характер. Леногову  удается вызвать у зрителя более сильную эмоцию: он зловеще отвратителен в своем самоутверждении над окружающими (даже в исполнении ключевой темы про трех веселых мышек). И возможно, именно это сделает желанным повторный просмотр спектакля, секрет которого уже известен. Похоже, что премьера дважды оправдывает свое название. Если мышеловка для действующих лиц кроется в сюжете, то мышеловка для зрителей – в разнообразии трактовок образов, уровне исполнительского мастерства и ансамблевости спектакля. Так что одним просмотром знакомство с новым музыкальным детективом не закончится.

+Екатерина Омецинская

Материал опубликован в журнале «Театр+» № 29 (декабрь 2022).