МЫШЕЛОВКА ЗАХЛОПНУЛАСЬ
Мюзикл «Mышеловка» Александра Журбина, написанный композитором в 2002 году по мотивам известной пьесы АГАТЫ КРИСТИ, получил к своему 20-летию подарок от Санкт-Петербургского Театра Музыкальной Комедии – одноименную постановку Николая Покотыло, в которой заняты ведущие артисты театра.
Журбин – один из тех редких ныне профессионалов, которые превосходно чувствуют себя в любом жанре – от эстрадной песни до симфонии. Что же касается мюзиклов, то композитором их за полвека написано больше трех десятков, и все они, за редким исключением, нашли сценическое воплощение. Основой для них становились произведения Оруэлла, Чехова, Шолом-Алейхема, Достоевского, Пастернака, О. Генри, Набокова, Гофмана и других знаменитых литераторов.
«Мышеловка» «по Кристи» на сцене Малого зала Театра музыкальной комедии носит камерный характер, что «на руку» жанру спектакля, определенному как музыкальный детектив. В либретто Ольги Ивановой, как и в оригинальной пьесе, восемь реальных героев. И с учетом того, что практически каждый из них притворяется изо всех сил не собой, к ним плохо применим способ создания типажных образов. Участники действия почти все время находятся на глазах у зрителей – в тесноватой натуралистической гостиной пансиона «У кролика», принадлежащего Джайлсу и Молли Рэлстон. Это усиливает детективную интригу, обостряя главный зрительский вопрос «А кто же убийца?». Как и то обстоятельство, что девятым «героем» композитор делает лейтмотив истории. Запоминающаяся песенка про трех веселых (в оригинале Кристи они – слепые) мышек явно играет роль подсказчика в запутанной, но одновременно и очень простой истории со счастливым концом.
Главными героями постановки Покотыло, бесспорно, являются молодые супруги Рэлстоны, чья любовь успешно проходит испытание судьбой. Мне повезло дважды видеть и слышать в ролях Джайлса и Молли слаженный и трогательный дуэт Владимира Яроша и Анастасии Лошаковой, прекрасно чувствующих друг друга, как в вокале, так и в танце, в котором даже приличная разница в росте для них не помеха.
Исполнитель роли Кристофера Рена, самого несчастного из всех постояльцев пансиона «У кролика» – Роман Вокуев. Тембр его тенора замечательно передает невротику героя, не только физически мечущегося по сценической площадке, но и постоянно паникующего внутри себя самого, и в результате невольно претендующего на звание главного злодея. Образ Кристофера, созданный Вокуевым, чудно иллюстрирует всем известную аксиому: «чего больше всего боишься, то с тобой и происходит»…
Елена Забродина в роли мизантропки и брюзги миссис Бойл, судейство которой когда-то сыграло решающую роль в развитии главной трагедии, приведшей еще к двум убийствам, весьма убедительна. В каждой интонации, в каждом движении актрисы – презрение к роду человеческому и высокомерная манера судить его за все прегрешения, мелочно оправдывая при этом прегрешения собственные.
Образ майора Меткафа, таковым не являющегося, создают в постановке Александр Байрон и Антон Олейников. В трактовке Байрона это классический возрастной джентльмен, обладающий (помимо стати и стандартного набора положительных мужских качеств) аристократической медлительной солидностью. Решение Олейникова – подвижный и деятельный, но умеющий сдерживаться и держать язык за зубами искренний служака, старательно исполняющий свой долг.
Татьяна Таранец (мисс Кейсуэлл) невероятно привлекательна в мужском костюме (художник-постановщик – Сергей Новиков). Брючная пара подчеркивает неженскую мощь характера ее героини, немало пережившей и перестрадавшей на своем веку. Каждая пропеваемая ею фраза является столь же четкой, как и все действия, направленные ею на защиту и спасение вновь обретенного брата. Оксана Крупнова в роли мисс Кейсуэлл, напротив, женственна и нежна. Строгий брючный костюм выглядит на ней надуманным средством собственной защиты, под которым скрывается девочка, так и не забывшая свои детские беды.
Залетный иностранец мистер Паравичини тоже существует в спектакле в двух ипостасях. Благодаря громогласному Александру Круковскому, моментально заполняющему собой пространство, перед зрителями предстает типичный прохиндей из южных краев, ничуть не стесняющийся своих занятий, осуществляемых согласно какому-то неписаному кодексу. Паравичини Олега Флеера, напротив, мутен, суетен и кажется явным обманщиком, хотя и безобидным.
Главный сюрприз, всецело соответствующий жанру музкомовской «Мышеловки», – сержант Троттер. И победная убедительность находится на стороне Александра Леногова, точно, тонко и последовательно выписывающего портрет безумца, охваченного идеей мести, мании возвышения над обидчиками, да и над всем миром, столь безжалостным по отношению к нему. Нельзя сказать, что Федор Осипов чем-то плох в роли Троттера: его безумие носит просто иной характер. Леногову удается вызвать у зрителя более сильную эмоцию: он зловеще отвратителен в своем самоутверждении над окружающими (даже в исполнении ключевой темы про трех веселых мышек). И возможно, именно это сделает желанным повторный просмотр спектакля, секрет которого уже известен. Похоже, что премьера дважды оправдывает свое название. Если мышеловка для действующих лиц кроется в сюжете, то мышеловка для зрителей – в разнообразии трактовок образов, уровне исполнительского мастерства и ансамблевости спектакля. Так что одним просмотром знакомство с новым музыкальным детективом не закончится.
+Екатерина Омецинская
Материал опубликован в журнале «Театр+» № 29 (декабрь 2022).