«ОПЕРЕТТА СТО ЛЕТ НАЗАД»
В САМОМ НАЧАЛЕ 2022 ГОДА В ИНТЕРНЕТ-ИЗДАТЕЛЬСТВЕ RIDERO ВЫШЛА КНИГА ГЛАВНОГО ДИРИЖЕРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ТЕАТРА МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ АНДРЕЯ АЛЕКСЕЕВА «ОПЕРЕТТА СТО ЛЕТ НАЗАД. ПЕТРОГРАД 1922 ГОД».
Издание, фокус исследования в котором сосредоточен даже не на сезоне (что более привычно в рамках театрального летоисчисления), а на календарном годе, не случайно появилось в 2022-м. Столетняя ретроспектива направлена на логическое сопоставление «было – стало» и носит обзорный характер справочника. При этом в своем масштабном исследовании автор устанавливает не только репертуарные предпочтения театров в конкретном году, но и систематизирует редкие, ранее нигде не публиковавшиеся сведения. В их числе количество состоявшихся на сцене показов, составы трупп различных театров, мировые и российские премьеры оперетт и музыкальных комедий.
Основным источником фактологической информации исследования стали публикации в периодической печати, в 1922 году сообщавшие как подробный репертуар, так и составы исполнителей с именами персонажей. Собственно, список осуществленных постановок и подневный репертуар и составляют значительную часть книги. Оживляет статистический блок солидная подборка рецензий, в которых нашлось место даже отзывам на первые выступления делавшего первые шаги в оперетте Леонида Утесова – артиста «огромного диапазона, одинаково блестящего и в ролях комиков, и в ролях простаков».
Если же говорить о рейтинге популярности авторов опереточной сцены, то безусловным лидером по количеству премьерных постановок на сценах городских театров автор определяет музыканта, композитора, драматурга и антрепренера Валентина Валентинова. Его оперетта «Ночь любви» уступала по количеству показов за год только «Сильве» – новинке от Имре Кальмана. Фигуре В. Валентинова, поистине незаслуженно обделенной вниманием исследователей музыкального театра, посвящен новый проект Театра музыкальной комедии, премьера которого состоялась в июне на Итальянской, 13. Там, где сто лет назад завершал свою блестящую историю театр «Палас», определивший «гений места», и где сегодня трудится единственный профессиональный государственный театр оперетты Санкт-Петербурга.
Но это уже другая – практическая – грань исследования Андрея Алексеева. Хочется надеяться, что автор продолжит свои исторические изыскания и распространит их на другие годы XX века. Передавая тем самым в руки историков музыкального театра бесценные инструменты для работы для исследования жанра, который в последние годы, к сожалению, не часто радует своих почитателей и поклонников новыми постановками и сценическими открытиями.
Материал опубликован в журнале «Театр+» № 25 (август 2022).