За праздником жизни на Итальянскую!
За праздником жизни на Итальянскую!
24 июня 2022 года на сцене Театра музыкальной комедии состоялась премьера музыкальной фантазии «Сегодня, сто лет назад».
Спектакль, родившийся в результате настоящего исторического расследования, которое провел главный дирижер – заслуженный артист России Андрей Алексеев, стал логическим продолжением камерной трилогии, посвященной «Палас-театру». Ее Музкомедия представила в прошлом сезоне, показав три жанра (оперетту, романс и поэтический вечер), царившие на Итальянской, 13 в начале XX века, когда в роскошных интерьерах бывшего частного особняка обосновался первый театральный комплекс, получивший скромное название «Театр-дворец».
Новая постановка – элегантный реверанс в адрес гениального музыкального мистификатора – Валентина Петровича Валентинова, оперетки и музыкальные комедии которого сверх-успешно конкурировали на сценах многочисленных столичных театров и театриков с произведениями сегодня уже классиков – Кальмана и Легара. Этот «первый творец русской музыкальной комедии», как гласит эпитафия на его надгробии на Литераторских мостках Волковского кладбища, был уникальной творческой личностью – актером, режиссером, композитором, драматургом, переводчиком и антрепренером.
Обнаруженные в нотной библиотеке театра клавиры его сочинений стали отправной точкой для создания оригинального произведения в придуманном им жанре «оперетты-мозаики». А. Алексеев – сам превосходный музыкант и талантливый сочинитель, проведя титаническую исследовательскую работу, выбрал семь оперетт Валентинова, распределив самые эффектные из составляющих их дуэтов, ансамблей и терцетов между солистами классической труппы театра. В качестве драматургической основы был использован изящный прием воспоминаний, которым герой музыкального расследования театра предается во время репетиции, состоявшейся на сцене театра 100 лет назад.
В центре сюжета – сам Валентин Валентинов, главный режиссер «Палас-театра», автор гремевшей уже не первый год на всех сценах Петербурга оперетки «Ночь любви». Его роль, кстати, в рамках произведения, вполне бенефисную, разделили в составе исполнителей солисты Антон Олейников и Александр Круковский. По ходу развития событий Валентинов, как демиург, перебирает свои сочинения, выбирая для артистов «Паласа», которых представляют их «идейные потомки» в XXI веке, лирические арии, комические терцеты и ансамбли, иронические квартеты и каскадные дуэты. «Ночь любви», «В волнах страстей», «Королева бриллиантов», «Хорошенькая женщина», «Жрица огня», «Наши этуали», «Высочайшая особа» – в одних только названиях прочитывается аромат эпохи границы веков: занимавшие умы ориенталистика, декадентство, поклонение звездам сцены и взлет научно-технического прогресса, который тоже не остался в стороне от сочинителя «мозаик».
Известно, что критика упрекала Валентинова в музыкальных заимствованиях, а иногда и вовсе в плагиате, и, положа руку на сердце, не безосновательно. Между оригинальными мотивами, вышедшими из-под пера автора, неприкрыто выглядывают темы, а иногда и в полном объеме номера из произведений Оффенбаха и Бизе, Штрауса и Верди. И надо отдать должное солистам труппы, которым пришлось примерить на себя образы реальных артистов труппы «Паласа». Им удалось не только передать музыкальную идею автора, но и сыграть в открытый прием театра в театре, когда в каждом из представленных номеров мы не только знакомимся с новыми персонажами, но и узнаем артисток В. Кособуцкую и Е. Забродину в их комическом дуэте из «Баронессы Лили» или С. Лугову в роли примадонны любого другого классического спектакля. Система амплуа в театре оперетты актуальность с годами не утратила, и у каждого из артистов Театра музыкальной комедии есть в запасе немало штампов, которые можно использовать и как художественный прием. При этом, в коротких номерах-сценках, виртуозно выстроенных постановщиком и балетмейстером Владимиром Романовским, комический талант артистов труппы – А. Байрона, Ф. Осипова, О. Флеера, Р. Вокуева и А. Штыкова, сверкает, словно бриллиант, на который попал луч солнца, и просит для каждого из них полноценной крупной роли.
За полтора часа сценического времени спектакль рождает в зрителе восторженное ощущение праздника жизни, и, как и положено оперетте, оставляет приятное послевкусие, главный ингредиент которого – светлая и запоминающаяся музыка Валентина Валентинова – гениального мастера музыкальной мистификации, незаслуженно положенного на дальнюю полку в борьбе за новый репертуар и нового зрителя молодого советского театра оперетты.
+ Дина Калинина
Материал опубликован в журнале «Театр+» № 24 (июль 2022).