АНДРЕЕВСКИЙ ОРКЕСТР – МУЗЫКА РУССКОЙ ДУШИ

Эта история началась в 1887 году, когда по чертежам Василия Андреева, реформатора русских народных инструментов, общественного деятеля, педагога, композитора, дирижера, исполнителя-виртуоза, была создана хроматическая балалайка и ее разновидности, издана первая «Школа для балалайки», организован «Кружок любителей игры на балалайках». Выступление этого Кружка в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888 года стало первым в истории Андреевского оркестра. Сложно уместить 135 лет в одно интервью, но вместе с народным артистом России Дмитрием Хохловым, художественным руководителем и главным дирижером знаменитого творческого коллектива, мы попробуем.

Василий Васильевич Андреев

Итак, с чего все начиналось?

– Василий Васильевич Андреев занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов. В первую очередь, балалайки. Он не только преобразил ее с технической точки зрения, но благодаря выступлениям своего Великорусского оркестра, сделал ее популярной как в России, так и в Европе и в Америке. До Василия Васильевича игра на балалайке считалась чем-то примитивным, мужицким. Хороший музыкальный мастер оскорбился бы, если бы его попросили сделать балалайку. Артист и вовсе мог отказаться выступать в одном концерте с балалаечниками. Благодаря таланту Андреева, его неуемной энергии, балалайку начали любить и уважать во всем мире.

135 лет истории. Что позволило оркестру не только сохранить все начатое Андреевым, но и развиваться, постоянно расти?

– То, что оркестр почти сразу признали мировым художественным явлением. После революции, в начале становления советской власти, пересматривались многие явления в искусстве.

Решался и вопрос «А нужен ли вообще этот оркестр». Многие было против: «Зачем нам это что-то непонятное, народное, хватает симфонических оркестров». Но Андреев и тут проявил настойчивость и сумел доказать необходимость этого истинно народного и глубоко национального жанра искусства. Оркестр начал выступать для новой, рабоче-крестьянской, публики и даже на фронтах гражданской войны. Говорят, их даже Чапаев слушал. К несчастью, во время такой военной поездки Андреев заболел и скончался в декабре 1918 года. Потом были война, блокада Ленинграда. Тяжелых испытаний хватило на нашем веку – оркестр всегда жил вместе со своей страной.

Андреевский оркестр

С чего началась Ваша работа в коллективе?

– Меня пригласили возглавить оркестр в 1986 году, за полтора года до его столетнего юбилея. Коллектив оркестра переживал не лучшие времена, нужно было поднимать его профессиональный уровень и моральный дух. Оркестр работал на Ленинградском радио, лишь изредка выступая в концертных залах города и выезжая на фестивальные концерты по стране.

Зная блистательную историю коллектива, я поставил своей целью возродить его былую мировую славу, но прежде всего – его высокий, «эталонный» профессиональный уровень.

Первым экзаменом стала поездка в Румынию, на Дни советской культуры. Успех превзошел наши самые смелые ожидания. Затем последовали гастроли в Японию, Соединенные Штаты, многие страны Европы…

И вот сегодня…

– Сегодня тоже непросто. Два года был Ковд, теперь еще более сложная мировая ситуация. Но мы не готовы сидеть на месте. Готовы поехать с гастролями по России и в страны СНГ, например.

Сейчас благодаря гранту Президента России в области культуры и искусства у нас все более-менее стабильно. Артисты оркестра работают с удовольствием. Есть и свои постоянные площадки – Филармония, Капелла, другие залы города и пригородов. Нет пока собственной репетиционной площадки, но мы надеемся при помощи городских властей решить этот вопрос к грядущему 135-летию старейшего русского оркестра.

Но наверняка и сейчас остается пренебрежительное отношение к балалайке: «ну что я там не слышал»?

– Как я уже говорил, такое пренебрежительное отношение родилось еще до возникновения оркестра, вместе с инструментом. И тогда Андрееву приходилось доказывать состоятельность балалайки как настоящего музыкального инструмента. Теперь ситуация изменилась. Многие попавшие на наш концерт слушатели, особенно зарубежные, признавались: мы ожидали услышать фольклор, а наслаждались настоящей музыкой! Вот это для нас особенно ценно.

Большой зал Санкт-Петербургской филармонии

Коллектив сегодня. Какой он?

– Сегодня в оркестре до 80 музыкантов. Есть и ветераны, и талантливая молодежь. Они играют на самых различных музыкальных инструментах. Интересно, что постепенно в оркестре стало больше домр, чем балалаек. Гусли – украшение оркестра. Есть духовые инструменты, ударные и баяны. Оркестр среди других аналогичных коллективов отличает особое, «Андреевское» отношение к звуку.

Это какое?

– Бережное. Скажем так: особый, мягкий колорит исполнения, за которым стоит глубокое звучание каждого инструмента.

На чем сегодня строится репертуар вашего оркестра?

– Первое – это «золотой фонд» оркестра, то есть, то, что было создано во времена Андреева, его авторские произведения и обработки народных песен. Стараемся всё сберечь. Второе – стремимся к классике. Не так много композиторов, которые писали для народных оркестров. Но мы восполняем пробел в репертуаре, в том числе, делаем обработки всем известных великих произведений. Следующее – современные композиторы. Убежден, что без сотрудничества с талантливыми композиторами оркестр не может развиваться. И еще одно направление – аккомпанементы: мы регулярно выступаем с выдающимися вокалистами и солистами-инструменталистами.

Расскажите о своих ближайших планах.

– 14 мая в Большом зале Филармонии состоится концерт в честь 135-летия Андреевской балалайки. Затем несколько выступлений на крупных городских площадках, в том числе программа «Посвящение Петербургу». Сезон мы закроем только лишь в июле. А в новом сезоне уже начнем подготовку к юбилею самого оркестра.

Как добиться такого звучания и сыгранности оркестра?

– Как говорят, первые 25 лет трудно, а потом привыкаешь (смеется). На самом деле, надо просто понимать, что дирижер и артисты – единомышленники, и работать не порознь, а совместно с музыкантами оркестра, двигаясь к общей цели.

+ Надежда Кокарева, Анна Прищепова

Материал опубликован в журнале «Театр+» № 22 (май 2022).