Татьяна Казакова: «Театр — это творческое содружество, без которого нет завтрашнего дня»

Татьяна Казакова

Художественный руководитель Театра комедии им. Н.П. Акимова Татьяна Сергеевна Казакова заняла свой пост в непростое время — в 1995-м году. Юбилей работы в театре в 2020-м году, да и собственный, круглую дату, в начале 2021-го года Татьяне Сергеевне пришлось отмечать в ситуации не менее тяжелой — во время жестких ограничений.

— Вы служите в Театре комедии им. Н.П. Акимова уже более двадцати пяти лет. Что означает для вас понятие «акимовского театра»?

— Театр Акимова — это, прежде всего, театр красивый, умный и ироничный. Николай Павлович Акимов пришел в театр в 1935 году. Что творилось на сцене до его прихода, трудно передать словами. Начальники по культуре предупредили его, что если он за год ничего не сделает, то театр будет расформирован. Акимов привел двадцать человек — своих студийцев — и стал ставить зарубежную классику: Шеридана, Лопе де Вега, Шекспира. И за год поднял уровень театра несказанно высоко. Живописная сценография, высокая литература в основе репертуара и труппа блистательных артистов — вот что отличает этот театр.

— Какие традиции в театре остаются неприкосновенными?

— Каждый год, в день рождения Николая Павловича, 16 апреля, мы проводим театральный Капустник. Это традиция, заведенная самим Акимовым при его жизни. Признание в любви к людям, которые проработали в театре 10, 15, 20 лет и дольше. Традиция, аналога которой нет ни в каком театре страны. Та радость и благодарность, которая исходит со сцены, объединяет поколения. В прошлом году из-за локдауна пришлось отменить праздник, а в этом году, надеюсь, ничто нам не помешает. Кроме того, мы готовим большую выставку, по случаю юбилея, на которой Акимов будет представлен во всем многообразии своей личности — и как режиссер, и как художник, сценограф, фотограф, и, конечно, как человек.

— Театр переживает сейчас, пожалуй, самый тяжелый период в своей истории. Как театр комедии им. Н.П. Акимова пережил пандемию?

— Пандемия резко остановила привычную жизнь. Неопределенность и незащищенность перед будущим застала всех врасплох и заставила задуматься над важными вопросами. Как никогда стало понятно, что жизнь непредсказуема, и надо дорожить каждым днем, делая самое главное. Театр объединяет людей, он дарит радость, надежду, красоту и поддерживает в человеке веру в жизнь. А в трудные времена — это бесценно. В этом миссия и назначение театра.Когда, наконец, разрешили открыть театр, то и артисты, и публика испытали потрясающие чувства — радость встречи, ощущение душевного братства. То, что публика в это непростое время не утратила интерес к театру, — замечательно! Значит, театр — духовная потребность. И еще — знак, что нормальная жизнь продолжается. Сегодня, когда мы работаем почти на полный зал, когда мы слышим дыхание этого зала, мы испытываем, повторюсь, радость и благодарность нашим зрителям. И все наши спектакли, и старые, и новые, как будто получают новое дыхание. Важно это понимать и ценить!

— Женщина-режиссер и женщина-руководитель. В мире театра женщина у руля — явление не частое. Как вы себя ощущаете на своем месте?

Татьяна Казакова

— Я очень часто слышу это вопрос. Основу творческой личности составляет талант, а талант — это некая внутренняя сила. Душа не имеет пола, национальности, возраста. Все решает талант. Когда зритель смотрит спектакль или фильм, ему все равно, кто его поставил. Важно впечатление: затронул ли он вас, понравился ли... Но, возвращаясь к вашему вопросу, считаю, что женщин не так много на руководящих позициях в политике и других сферах. Думаю, женщины в большей степени обладают такими качествами, как терпимость, гибкость, душевность. И все-таки главным критерием является соответствие человека занимаемой должности. Могу привести пример из прошлого. Когда Екатерину Фурцеву назначили министром культуры, то все смеялись: какое она имеет отношение к культуре?! Но прошло время, и очень многие выдающиеся артисты говорили, что лучшего министра культуры не было. Она решала все вопросы, подходя ко всему сердцем и душой.

— Насколько комфортно вы себя чувствуете, когда допускаете на свою сцену другого режиссера?

— Никто не может работать один в театре, и я отношусь очень доброжелательно к удачам и победам других режиссеров. Я очень люблю театр и считаю, что любая удача поднимает театр на другой уровень. Традиция походов в театр — типично русская, наше поколение и следующее поколение должны ее сохранить, а она удержится только хорошими работами режиссеров. Мне важно не ошибиться в режиссере — никогда не знаешь наперед, справится ли он и понравится ли ему в нашем театре, найдет ли он общий язык с артистами. Результаты бывают разные.

— Театр — это семья. Роль художественного руководителя, наверное, должна вбирать в себя все: вы должны быть и режиссером, и психологом, и матерью, и исповедником. А когда жить?

— Театр — это дело жизни и сама жизнь, где нет главного и второстепенного, все является твоей постоянной заботой, без выходных дней. Да, театр — это большая семья. Где все всё друг о друге знают, на виду все проблемы личного и творческого характера. Нельзя это не понимать. Нельзя не помогать. Иногда ругать, но всегда поддерживать. День за днем. Для меня театр — это творческое содружество, почти братство, без которого нет завтрашнего дня.

+ Беседовала Надежда Кокарева

Материал опубликован в журнале «Театр+» № 1 ( декабрь 2019).