Татьяна Пилецкая: «Полвека в театре»
«Неподражаемая», «потрясающая», «блистательная», «восхитительная», - так зрители признаются в любви Татьяне Пилецкой, легенде нашего театра и кино. Сама же Татьяна Львовна пишет в одном из своих стихотворений: «Но жизнь актера так неровна и так зависима порой. То за труды тебе корону, а то забвенье и простой». Кино сделало ее всенародно знаменитой, и именно о нем любят расспрашивать актрису журналисты, мало обращая внимание на невероятный факт: более полувека Татьяна Пилецкая служит в театре-фестивале «Балтийский дом» (прежде назывался Ленинградским театром имени Ленинского комсомола). В Александровском парке на аллее звезд есть именное кресло актрисы, на котором написано: «У всех судьбы разные…». В преддверии выхода ее очередной премьеры «Семья в подарок», с трудом найдя время из-за плотного графика репетиций, мы встретились с Татьяной Львовной и расспросили ее о театральной судьбе, об успехах и неудачах, о любимых ролях и о спектаклях, где она играет сейчас.
- Татьяна Львовна, вы более полувека выходите на театральную сцену. Вы пришли в Театр Ленинского комсомола (ныне театр «Балтийский дом») будучи известной киноактрисой. Как это получилось?
Сейчас вспоминаю и думаю, как же я на это решилась? Вы понимаете, у меня нет профессионального театрального образования. Я прошла всего лишь один курс драматической студии при БДТ. Это был конец 50-начало 60-х годов. Я только начала работать в кино и пошла в студию. Снималась довольно интенсивно, и вдруг в какой-то период времени у меня не было никаких интересных предложений. Я была как-то в Доме кино, и ко мне подошел директор Театра Ленинского комсомола Геннадий Сергеевич Малышев и говорит: «Таня, а вы не хотите в театр пойти работать?» Я так удивилась этому приглашению! Это был 1963 год, я уже снялась в главных ролях в фильмах «Разные судьбы» и др. В это время театр Ленинского комсомола должен был отправиться на гастроли, а актриса, которая должна была ехать, ушла, и требовалось сделать срочный ввод. Режиссер Иван Россомахин, спектакль «Человек со звезды». Я пришла, мне дали пьесу – там надо было играть 4 роли! Медсестру, мотогонщицу, девушку какую-то и старую женщину, которая ждала мужа с фронта, что мне было тогда безумно трудно вообразить. Мы порепетировали, а потом Иван Данилович пришел к директору и сказал: «Вы знаете, что? Меня эта актриса устраивает». И мы уехали в Уфу. Я играла там этот спектакль, все было хорошо. «Человек со звезды» шел на малой сцене, что для меня было вполне комфортно. Партнеры были пожилые, мудрые, помогали во всем, учили. Пришло время возвращаться. К концу гастролей Павел Осипович Хомский, который был у нас художественным руководителем в то время, подошел ко мне и говорит: «Таня, я собираюсь ставить «Сирано де Бержерак» и хочу вам предложить роль Роксаны!»
Эта ваша знаменитая роль, которая стала театральной легендой!
Я приехала в Ленинград, и мы начали репетировать. Я низко кланяюсь памяти Павла Осиповича Хомского – он меня научил ходить по сцене, научил говорить. Тогда я только ощутила эту громадину колоссальнейшую, нашу сцену, почувствовал дыхание зрительного зала… Шутка ли, 1700 мест (тогда еще был балкон)! Это же надо говорить так, чтобы тебя слышали на задних рядах. А я в кино привыкла разговаривать тихо в микрофончик. Первые месяцы я ходила без голоса абсолютно. Мы готовили этот спектакль 9 месяцев, а потом играли 15 лет, 604 раза, при полных аншлагах! Это была для меня невероятная школа, первые шаги, которые дали мне такую закваску на всю жизнь… После «Сирано» мне уже было ничего не страшно!
Тогда я только ощутила эту громадину колоссальнейшую, нашу сцену, почувствовал дыхание зрительного зала… Шутка ли, 1700 мест!
Почему при таком успехе спектакль сняли?
Как-то были гастроли в Ялте – шел 604-й спектакль «Сирано», и я почувствовала, что хватит, не могу уже играть эту роль. Не потому что мне было трудно, нет. Вероятно, я внутренне иссякла. Я пришла к директору и заявила: «Сегодня я играю в последний раз». И спектакль сняли. Но роль свою помню до сих пор, и даже сегодня читаю монолог Роксаны в одной из сцен спектакля «Театральный роман». А еще был смешной случай не так давно: я оказалась в московском театре на «Сирано де Бержерак», который был поставлен по тому же переводу, что и наш памятный спектакль. Я не удержалась и начала проговаривать знакомые слова, а мужчина, сидевший впереди, обернулся и зашикал на меня: «Не могли бы вы потише!»
Так началась ваша театральная судьба. Дальше все развивалось также успешно?
По-разному все было. Приходили разные художественные руководители, с разными вкусами, кому-то я нравилась, кому-то нет. Не всегда я видела свою фамилию в списке распределения ролей. Подходишь к доске, где его вывешивали, и: «О, мимо! О, мимо!» Это очень болезненно для актрисы, которая только-только начинает! Мне необходимо было продолжить интенсивную жизнь на сцене. Переживаний было! У меня был такой эпизод, который я запомнила на всю жизнь. У нас ставился спектакль «Трехгрошовая опера». Там была чудная роль Дженни. С танцами, с песнями. А это же мое – потанцевать, попеть! Подхожу к доске – снова мимо – снова не назначили! Но мне так нравился этот спектакль, я ходила на каждую репетицию, сидела в зале, выудила все слова, танцы, песни. Ну и пошла к руководителю – говорю, что роль мне очень нравится и очень хочется ее сыграть. Он посмотрел на меня и сказал следующее: «Таня, играют лучшие!». Я в слезах выбежала из кабинета. И только тогда, когда актриса, которая была занята в этой роли, переехала в Москву, я все-таки сыграла эту роль! Такова наша судьба актерская.
Не всегда я видела свою фамилию в списке распределения ролей. Подходишь к доске, где его вывешивали, и: «О, мимо! О, мимо!» Это очень болезненно для актрисы, которая только-только начинает!
Спектакль «Деревья умирают стоя
Театр изменился, безусловно, как и все наше время. У нас же фестивальный театр, и часто приезжают гости – это, безусловно, хорошо, но мне кажется, что постоянный репертуар тоже требует постоянной работы, улучшения, надо печься о том, чтобы спектакли были достойны нашей сцены. Театр должен прислушиваться к жизни и не забывать свою историю, учитывать то, к чему стремится наша молодежь, о чем мечтает, о чем думает, что хочет совершить. На некоторых спектаклях просто нет публики. А вот, например, на «Ма-Мурэ» или «Деревья умирают стоя» иногда и не попасть. Трупа наша очень хорошая, ребята молодые, талантливые. Есть небольшой перекос, правда, – актеров возрастных немного. Я осталась самая старшая в театре… Как матушка Ма-Мурэ в своей семье.
спектакль «Ма-Мурэ»
В прошлом году вы отметили свой юбилей этой блестящей ролью в «Ма-Мурэ». Скажите, сложно вам было работать над ней?
Это непростая роль, там много текста. Поставил этот спектакль замечательный режиссер Юрий Михайлович Цуркану. Мы с ним давно знакомы – в Театре «Антреприза им. А. Миронова» я играю в его постановке «Баба Шанель», и поэтому в начале репетиций мы уже были в контакте. Работа шла очень интересно, задорно, энергично. Цуркану – человек очень тактичный, чудесный режиссер, у него бурлит фантазия. Однажды я его спросила: «Я что так и буду все время в кресле?» «Подожди, будет тебе сюрприз!» И он меня поднял, заставил танцевать. При этом в спектакле занята же вся труппа, все поколения артистов.
Спектакль «Семья в подарок»
Да, сейчас мы репетируем спектакль «Семья в подарок» по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Мы уже третий спектакль вместе с Юрием Цуркану делаем. Это тот режиссер, в которого можно влюбиться, когда интересны каждый его поворот, каждая мысль, каждое движение. Кстати, очень удачное название – «Семья в подарок» - дарим премьеру к новому году! Юрий Михайлович, наверняка, придумает что-нибудь эдакое. На мой взгляд, в этом спектакле блестящий состав: я играют мать Софью Ивановну, роль дочери Тани досталась Дарье Юргенс, замечательная кино- и театральной актриса, которая недавно пришла в «Балтийский дом». Ну а роль героя сыграет Валерочка Соловьев. Там такие смешные повороты! Репетируем, много хохочем. У меня очень много сцен и текста, причем не больших монологов, а маленьких фразочек: тык, тык, – это непросто выучить даже молодым…
Как думаете, что новый спектакль станет таким же популярным, как «Ма-Мурэ» и «Деревья умирают стоя»?
Боюсь загадывать. У героини абсолютно не мой характер, Она блаженная, всем верит. Мне надо оправдать ее поступки, вжиться в образ. Надеюсь, получится!
Отдельно в рамке или как-то так съемки фильма «Па-де-де»
Последний год для вас был щедрым на кинороли?
За последние полгода я снялась в трех картинах. Фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». 4 серии по пьесе самой Ренаты. Потом меня пригласил режиссер Дмитрий Сорокин - в четырехсерийный фильм «Скоро будет счастье». Здесь я играю бывшую балерину. И третья работа – в фильме Валентины Коровниковой, актрисы нашего театра, она сама написала сценарий и предложила мне роль прямо в моей театральной гримерке, перед спектаклем. И снова роль балерины. Я уже смеюсь: «Дайте мне другую профессию!»
+Беседовала Надежда Кокарева