Знакомство с театром трепетно и нежно

Театр «Кот Вильям» находится вдали от магистральных культурных маршрутов – на проспекте испытателей, в доме 30/2, но именно здесь начинается театр для многих маленьких петербуржцев. Символом и талисманом этого необычного храма искусств стал крылатый кот с фонариком по кличке Вильям под его покровительством трудится большая творческая команда, которую возглавляет художественный совет. Сегодня мы беседуем с художественным руководителем, режиссером Инной Ароновой.

– Театр «Кот Вильям» сегодня для вас, что это? Что отличает его от других театров для детей?

– «Кот Вильям» для меня – это первый театр, в который пошла моя дочь, до этого она видела постановки исключительно в детском саду. Это место, в котором можно реализовывать свои мечты, идеи. «Кот Вильям» – это театр для детей, для зрителей  моложе 18 лет, хотя, надеемся, что и взрослым у нас интересно. Пожалуй, наше уникальное предложение – baby-спектакли, мы действительно предлагаем постановки для детей от 8 месяцев.

– Что вы показываете ребенку в восемь месяцев?

– Для детей самого раннего возраста мы проводим сенсорные спектакли, где большой акцент делаем на тактильные ощущения, погружение, создание атмосферы, музыку, свет, как на baby-спектаклях «Камушки», «Удивительный день» или «Там, где хорошо спать». За счет этого происходит трепетное нежное знакомство с театром. Мы помогаем привить любовь к этому искусству с рождения. Дальше наши маленькие зрители растут, и, когда ребенок способен удерживать внимание, мы предлагаем ему спектакли менее интерактивные, например, постановки «Мышка ищет маму» по книге современной писательницы Ирины Зартайской или «Крот, который мечтал увидеть солнце», получивший в 2021 году премию «Золотая Маска» за лучшую режиссуру. Оба спектакля созданы режиссерским тандемом Алексея Шульгача и Дианы Разживайкиной.

– Ваш зритель растет вместе с театром? Какие спектакли можно посмотреть школьникам?

– В нашем театре есть необычная экологическая история – «Всё склеится». Здесь дети сначала вместе с артистами создают кукол, своих собственных персонажей из вторсырья. Каждый персонаж выражает отдельную эмоцию, и тем он и уникален, он получает имя и наделяется определенными качествами. На этом спектакле – мастер-классе – дети учатся различать эмоции, мы вместе разбираем, для чего они нужны. Это очень интересная работа по развитию эмоционального интеллекта. Мастер-класс завершается просмотром спектакля, в котором артисты рассказывают историю с помощью своих кукол.

– Есть ли в вашем репертуаре спектакли для подростков? На наш взгляд, сегодня достойных постановок для этой аудитории крайне мало.

– Да, недавно состоялась премьера спектакля «Питер. STORY», где я выступила режиссером. Подростки – это особый зритель. Зритель, который переживает непростой период в жизни. Я помню себя в это время, с уверенностью могу сказать, что не хочу туда возвращаться. Подростков обычно побаиваются, они ошпаривают своей энергией, не все взрослые знают, как с ними общаться, и поэтому, если не хочет подросток идти в театр, его и не трогают. По-моему, с человеком в этом возрасте нужно говорить правдиво, открыто, о том, что думаешь, не бояться резких оценок, личных мнений. Если рассказывать о сюжете, спектакль «Питер. STORY» о том, как двое подростков оказываются в старой петербургской квартире, которая открывает им свои тайны. Из предметов, обрывков документов и даже из звуков складываются целые истории не только жителей Петрограда, Ленинграда и Санкт-Петербурга, но и самого города. В основе спектакля – документальные истории, рассказанные подростками (или бывшими подростками) о них самих и о своем месте в любимом городе.

– На основе каких документов создавалась пьеса?

– Я использовала газетные вырезки, цитаты, довольно узнаваемые документы, например, протоколы процесса по делу поэта Иосифа Бродского, высказывания людей разного времени, некоторые интервью я брала сама. Нам важно было приблизиться, понять, что чувствовал тот или иной подросток в разных обстоятельствах эпохи. Это спектакль-экскурс, некое путешествие по десятилетиям. Здесь есть и репрессии, 1930-е годы, Блокада, Оттепель… А еще – познание себя, знакомство с музыкой, первое чувство, открытие музыки, зарубежной и современной, стихи.

– Сегодня многие театры стремятся быть больше чем театр, и не ограничиваться только постановкой спектаклей…

– Да, в этом смысле театр «Кот Вильям» – это скорее культурное пространство с особой атмосферой. Мы любим создавать поводы для того, чтобы собрать людей: проводим поэтические конкурсы, устраиваем творческие встречи с писателями, с художниками, мы дружим с издательствами «Гудвин», «Лорета», «Самокат» и другими, они дарят нам книги, и в театре сложилась хорошая библиотека из таких подарков. «Кот Вильям» – это и театральная студия. Сюда дети приходят изучать не только актерское мастерство, но и учатся раскрепощению, занимаются пением, хореографией. В конце полугодия проводим финальный концерт, в котором участвуют все группы, дети показывают свои спектакли.

– По большому счету, у вас театр-клуб!

– Да, можно и так сказать. Мы стремимся создать среду, комфортную и для детей, и для родителей.

Беседовала Надежда Кокарева