Не оставляйте женщину одну

Молодежный театр на Фонтанке вновь обращается к теме любви: «оружие сердец» – премьерный спектакль режиссера Юрия Цуркану по киносценарию Андрея Платонова «Семья Иванова» и его же рассказу «возвращение», опубликованному в 1946 году в журнале «новый мир». Насколько это «оружие» стойко, вслед за писателем-философом, фронтовиком, ищут ответ создатели спектакля.

Рассказ «Возвращение» считается одним из лучших образцов русской прозы ХХ века. Он неоднократно воплощался на экране: «Возвращение» (реж. В. Рыжков, 1968), «Домой!» (реж. Г. Елизаров, 1982), «Отец» (реж. И. Соловов, 2007). Сценическая же история этого платоновского текста невелика. К 50-летию Победы рассказом заинтересовался лишь режиссер Юрий Еремин, создавший спектакль в 1995 году в Театре им. А.С. Пушкина, а в 2005 году – в МХТ им. А.П. Чехова. О.П. Табаков, участвовавший в последней постановке, неоднократно говорил об огромном значении, которое имеет этот рассказ лично для него – как для ребенка войны. А вот сценарий «Семья Иванова» первые был воплощен на сцене учеником Г.А. Товстоногова Юрием Цуркану. Ранее режиссер обращался к материалу со студентами своего актерского курса в Балтийском институте экономики, политики и права. Версия Молодежного театра на Фонтанке – более зрелая.

Сюжет не типичен для литературы 1940-х. Гвардии капитан Алексей Иванов воюет на фронте, а его семья – мать, жена Ольга Васильевна, дети Петр и Настя эвакуированы на Урал, в непривычные условия, где все силы направлены на работу ради Победы. Молодая женщина в смятении переживает отсутствие вестей о муже. Местный кадровый начальник Семен Пашков, потерявший семью во время обстрела, поддерживает ее как может: Ольга напоминает ему погибшую супругу… Только в конце войны Ольга получает задержавшиеся в пути письма от мужа, отправляется на его поиски и, найдя, признается ему в измене.

Постановка Цуркану наследует традиции советского театра 1960-80-х годов и с первых минут дает ощутить сильную руку режиссера. Героизм солдат, жертвенность работающих до изнеможения одиноких женщин с голодными детьми, жуткое ощущение разрухи и смертельного холода – всё это есть в спектакле. Но в режиссерском фокусе всё время удерживается внутренний мир героев, сохраняется огромный заряд правды, исходящий от прозы Платонова, поднявшего вопрос, который в тоталитарном государстве не принято было поднимать – о фронтовиках, выживших на страшной войне и с трудом приспосабливающихся к мирной жизни. Недаром произведение было жестко раскритиковано критиком В. Ермиловым и председателем Союза писателей СССР А. Фадеевым, а автор до самой своей смерти был лишен права публикации…

…Сцена окутана синим светом, герои подсвечиваются мягким бело-жёлтым (световое решение Евгения Ганзбурга). Главная сценографическая доминанта, выстроенная художником-постановщиком Владимиром Фирером – деревянный сарай, перекошенный войной, с прорехами в стенах и выпадающими досками. Деревянные доски – многозначный символ спектакля. Это и «деревянная» Россия, и знак невероятного опрощения жизни, ее первобытной основы, с которой вынужденно соприкасаются герои. Но это и символ гроба, смерти, ухода в небытие. Накрывает себя доской юная санитарка, героически вынесшая Иванова с поля боя (студентка мастерской С.Я. Спивака Екатерина Родионова). Спрячется за приставленную к стене доску и герой Сергея Барковского, Семен Гаврилович, когда узнает, что Ольга Васильевна, к которой он успел глубоко привязаться, едет на встречу с мужем… Чаще тяжелые доски передвигают здесь женщины, слишком хрупкие для такой работы. И только высокая и сильная героиня Нины Лоленко, обмотчица электростанции Софья Ивановна, делает это ловко, споро, словно играючи.

Дарья Вершинина, исполнительница роли Ольги Васильевны Ивановой – молодая актриса, обладающая большой выразительностью. Возрастной контраст героини с Ивановым (Владимир Маслаков) придает главной теме спектакля еще большую остроту. Юная Ольга, живущая в тылу одной любовью к своему пропавшему на фронте мужу, не замечает ни тяжелого труда, ни первобытного быта, ни влюбленности Пашкова. Ее душевная устремленность к мужу «ломается» внезапно, когда, насмерть замерзнув во время непосильной работы, она приходит отогреваться в комнату Пашкова. Можно ли обвинять трогательную женщину, практически еще ребенка, в том, что в невыносимо трудных обстоятельствах своей жизни она ненадолго оперлась на плечо оказавшегося рядом случайного человека? Думаю, сочувствие зрителей на стороне героини, образ которой на одном дыхании, не фальшивя ни в едином слове, ни в одном движении воплощает на сцене актриса.

Герой-фронтовик Иванов в исполнении Владимира Маслакова красив, умен и горяч. Все силы отдает он борьбе с врагом, героически выживая на передовой. Но контраст между его сентенциями в адрес ревнивого сослуживца Белоярдзе, подозревающего измену жены, и собственным поведением в аналогичных обстоятельствах очевиден. Мужская гордыня героя сложно поддается укрощению, и только жалость к собственным детям, бегущим за поездом, что увозит Иванова от «жены-изменщицы», переворачивает душу этого человека, заставляет по-настоящему вернуться к семье. Эта финальная сцена красиво решена в спектакле пластическими средствами.

Дети Ивановых, Петр и Настя, постоянно находятся в поле зрительского внимания. Жертвующий учебой ради быта, ощущающий себя главой семьи Петр и его младшая сестренка Настя (студенты мастерской С.Я. Спивака Ян Юркевич и Ульяна Ворожейкина) трогательны и правдоподобны, убедительны и узнаваемы: Петр – рассудительный, степенный «мужичок с ноготок», Настя – балованная любимица семьи.

Студенты Спивака привносят в спектакль свежую, молодую энергетику. Это и героически жертвующая собой санитарка (Екатерина Родионова), эмоциональный грузин Белоярдзе (Тимур Ширзадов), восторженная девочка-почтальонша (Александра Прохорова), добропорядочная немка-официантка (Анастасия Нечаева), трогательный безрукий инвалид (Максим Малуев). Но главное слово, конечно, остается за опытными артистами.

Горячо любимый петербургской публикой Сергей Барковский находит для образа Пашкова – невольного соперника Иванова – простые, но выразительные краски. Немолодой, одинокий, неприкаянный герой переживает огромную душевную боль из-за утраты семьи. Зарождающееся чувство к Ольге становится новым смыслом жизни для этого неоднозначного человека.

Любопытна параллель с семьей Ивановых, выстроенная в спектакле парой безногого фронтовика-инвалида на тележке (Александр Тихановский) и его жены (Зоя Буряк), безнадежно зовущей его домой, вымаливающей у него прощение. Их отношения проходят через всю постановку, и, к радости публики, их взаимное непонимание к финалу заканчивается примирением.

Запоминается также ярко, с юмором созданный образ антипода главной героини спектакля – модной европейской девушки Габриэль (Мария Вершинина), занимающейся проституцией с ведома и одобрения своего мужа.

В целом спектакль воспринимается как оптимистичный и светлый, вселяющий веру в людей и надежду на то, что настоящая любовь и преданность на самом деле существуют. Погружая зрителей в непростые обстоятельства жизни наших бабушек и дедушек, он дает толчок для размышления на тему, что такое зрелая любовь. И, значит, помогает нам лучше узнать самих себя.

+Мария Кросс