Хулиганы и рок-звезды: прыжок в восьмидесятые

Стихи Олега Григорьева можно не только читать, их интересно смотреть. Гениально сыграны в спектакле Театра Эстрады им. А. Райкина «Увязался М. за Ж.» каждая строчка, каждое слово.

Талант Григорьева сродни таланту Аркадия Райкина: поэт мгновенно вживался в маску ситуации и являл миру персонажей из нашего двора, с нашей улицы, из нашей школы.

В зрительном зале, как на трибунах футбольного матча, с первых минут постановки прокатывалась волна. Волна узнавания образов, причесок, одежды.

– У меня точно такой портфель был в 9 классе!

– О, эти начесы сахарные!

– Треники, как у моего отца!

От внешней атрибутики – быстрый переход к узнаванию духа восьмидесятых.

– В нашем дворе такая же вредная соседка была!

– Вылитая Елена Ивановна во время прогулки по Летнему саду!

– Дискотеку в школе помнишь?!

Пионеры, бюрократы, статуи, хулиганы, рок-звезды, милиционеры, продавщица, дворник-поэт ПЕРЕнаСТРОИЛИ зал на волну восьмидесятых быстро, талантливо и по-доброму.

– Это не сатира на 80-е годы прошлого века, не попытка передать точь-в-точь быт и атмосферу тех лет; это даже не посвящение замечательному поэту, Олегу Григорьеву, чьими стихами пронизан этот спектакль, равно, как и песнями легендарного Ленинградского рок-клуба. Это взгляд, брошенный в прошлое, наша фантазия на эту тему: что же было здесь одну страну назад? Чем жили эти люди? Как они любили, дружили, пели? Есть ли в сегодняшнем дне параллели со «временем надежд»? Требуют ли перемен и наши с вами сердца? – говорит о спектакле режиссер Кирилл Петров, сыгравший дворника-поэта.

Не высмеять, а посмеяться, оглянуться и улыбнуться воспоминаниям своим или своих родителей – это прекрасно получилось у театральной команды. Если в фойе публика настороженно реагировала на перформанс «Ленинградский двор» и держала дистанцию от соображающих на троих или гроссмейстера по шашкам, то в зрительном зале на прыжок в прошлое решились мгновенно. С первых минут установилась особая атмосфера доверия и благодарности за бережное путешествие в восьмидесятые. С добрыми шутками про «ленинградское время культурнее московского», про «Зенит», который не надо понимать, верить надо. С приятным послевкусием удивления: как актеры родом уже из другой страны, из другого времени так смогли сыграть эпоху «Время устало и встало… И ничего не стало»?! Как смогли прочувствовать «серое пламя асфальтовых рек, канализационный взгляд люков, впаянных в этот век, сквозь них – только вниз, но не назад! Ни шагу назад, только вперед!»

Из зала выходим с желанием идти вперед, «собрав осколки вчерашнего», без боязни будущего:

– Что, если мир раскрутить посильнее?

– Подумай о бабушке, что будет с нею?

Нашим бабушкам, нашим родителям, нам самим не страшен никакой «крестовый поход на новый день», мы умеем ценить свое прошлое и улыбнуться веку двадцатому в прыжке с высоты века двадцать первого.

Мария Романова