Об искусстве театра

В совместном c Домом книги проекте LOOK BOOK сегодня представляем книгу режиссёра, актёра и педагога Юрия  Александровича Завадского  «Об искусстве театра».

«Уцененный Мейерхольд, перпетуум кобеле, маразматик-затейник, человек, родившийся в енотовой шубе» - так Фаина Раневская отзывалась об одном особенном человеке. И этим незаурядным человеком был Юрий Александрович Завадский - российский театральный режиссер, актер и педагог.

Юрий Александрович родился в Москве в 1894 году, в дворянской семье, и по счастливому стечению обстоятельств с детства его окружали творческие люди - режиссеры, музыканты и художники, что поспособствовало воспитанию в нем чувства прекрасного и тяге к миру искусства.

Юрий мечтал стать художником и даже брал уроки в школе рисования и живописи: сначала у Станислава Жуковского, а затем - у Петра Келина. Однако судьба распорядилась совершенно иначе — она привела Завадского в удивительный мир театра. Хотя, если бы не его страсть к рисованию, возможно, до своего истинного призвания он шел бы гораздо дольше.

В 1915 году Юрия Александровича пригласили в качестве художника в студию Евгения Вахтангова, в которой он затем стал актером и режиссёром, а потом и членом художественного совета.

Серьезным «карьерным» шагом для Завадского стало открытие собственной театральной студии в 1924 году. Его театр был, как сейчас принято называть, «экспериментальным» и даже не имел собственного здания, однако в его лоне воспитывались многие восходящие звезды театрального мира - Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов, Павел Массальский. С этого экспериментального театра и началось становление Завадского как экспериментатора, неутомимого борца за театральный реализм.

Юрий Завадский посвятил всю свою жизнь театру и на протяжение всего творческого пути задавался вопросом, что же делает театр искусством и какими средствами  можно донести до зрителей задуманные режиссером идеи. Заводскому было мало просто размышлять об этом -  ему было необходимо рассуждать, обсуждать это и всеми возможными способами распространять свои идеи: на сцене, в лекциях, через свои статьи.

Из цикла таких статей и родилась удивительная книга «Об искусстве театра». После короткого и скромного автобиографического очерка следуют три больших раздела: «Традиции и новаторство в советском театре», «Страны далекие и близкие» и «Искусство друзей». Статьи посвящены самым различным тематикам: это и советы от опытного режиссера по работе с актерами, и доскональные разборы пьес, и очерки о зарубежных гастролях. Книга наполнена любовью к театру и поражает глубоким, философским анализом театрального искусства. Несмотря на то, что издание выпускается с пометкой «учебное пособие», книга будет интересна и просто людям, любящим и ценящим театр.

Если вы хотите лучше разбираться в этом искусстве и узнать об истории советской драматургии, то «Дом Книги» рекомендует к обязательному прочтению книгу Юрия Завадского «Об искусстве театра».