LOOK BOOK с Александром Таировым

Быть новатором - всегда тяжело, но когда ты искренне горишь своим делом, остановить тебя не могут ни критика, ни неудачи. Опередив развитие современного театра на десятилетия, А. Я. Таиров, советский театральный актёр и режиссёр, зачастую в одиночку боролся за свои идеалы и идеи.

Влюбившись в театр ещё ребенком, Таиров сразу знал, что его жизнь будет тесно связана со сценой. Однако путь восхождения на пьедестал великого режиссёра был довольно долгим и тернистым.

По настоянию отца Александр Яковлевич десять лет посвятил учебе на юридическом факультете. Таиров вспоминает в своей книге слова отца: «Я не возражаю против того, чтобы ты стал актером, но ты должен кончить гимназию и университет, так как, только будучи культурным человеком, можно по-настоящему работать в театре». Я дал ему в этом слово и, как это иногда ни казалось мне мешающим и трудным, я все же его выполнил».

Нельзя сказать, что учеба слишком сильно мешала Таирову заниматься любимым делом. Еще в студенческие годы Александр выступал на сцене театра Веры Комиссаржевской и театра Павла Гайдебурова, где впервые занялся и режиссерской деятельностью.

В 1913 году Таиров окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в московскую адвокатуру. В Москву, по воспоминаниям, он переехал с твердым намерением больше не заниматься театром. Однако это решение быстро утратило силу, и, уволившись из московской адвокатуры, Таиров заступил на службу

В Свободный театр Константина Марджанова.

Но его карьера в «Свободном театре» продлилась недолго - всего около года, уже в 1914 году случился ключевой поворот в жизни Александра Яковлевича: вместе со своей второй женой, Алисой Коонен и группой молодых актеров-энтузиастов Таиров открыл свой собственный Камерный театр.

Театр распахнул свои двери 25 декабря 1914 года. Это был театр для камерной аудитории, но «ни к камерному репертуару, ни к камерным методам постановки и исполнения мы отнюдь не стремились— напротив, по самому своему существу они были чужды нашим замыслам и нашим исканиям»,— писал режиссёр.

Размах, неореализм, эмоционально насыщенные формы - вот ключевые идеи, ставшие оплотом для развития Камерного театра. Таирову не нравилось засилье мещанского репертуара на сцене в эпоху первой мировой войны, его нервировали мелкие темы, мнимые проблемы, сентиментальность, пассивность и мертвенная холодность сценического творчества той эпохи.

Таиров в своем творчестве стремился к «раскрепощению актера», выдвигая на первый план глобальные проблемы комического и трагического, а также воспевая красоту человеческой природы и силу личности.

Наследие Таирова осталось не только на театральных подмостках и в воспоминаниях современников, но и на страницах книги Александра Яковлевича «Записки режиссера об искусстве театра». В книге собраны материалы, которые характеризуют общие принципы режиссуры Таирова, его взгляды на театральное искусство. Важнейший раздел его творческого наследия представляют режиссерские экспликации. Его речи, статьи, заметки, письма - это документы эпохи, свидетельствующие о многообразии художественных поисков начала XX века и тех тридцати с лишним лет истории советского театра, когда жил и работал сам Таиров. Учебное пособие адресовано режиссерам, актерам, студентам театральных вузов, всем, кто интересуется театром.

Приходите в «Дом Книги», эта и другие книги о театральном искусстве ждут вас на полках.