Евгений Малыгин: «Санктъ-Петербургъ опера» – моя жизнь и мой дом

Театр «Санктъ-Петербургъ опера» в прошлом сезоне отметил 35-летие. 28 лет здесь работает Евгений Малыгин, прошедший за это время путь от администратора до директора. Театр+ побеседовал с Евгением о секретах успешного руководства таким уникальным творческим коллективом и о планах театра на ближайшее время.

– Вы уже почти 10 лет занимаете должность директора театра, причем театра во всех отношениях необычного, музыкального – «Санктъ-Петербургъ Опера». Каким был ваш путь в театр?

– Я с 4-х лет учился музыке: сначала осваивал фортепьяно, потом аккордеон, пел в хоре, учился в музыкальной школе по классу валторны, потом окончил Музыкальное училище им. М.П. Мусоргского, успел поиграть в нескольких коллективах и оказался в оркестре театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Администрация театра, видя мои организаторские способности, предложила рассмотреть возможность примкнуть к управленческой команде.

– Получается, что вы всю свою сознательную профессиональную жизнь посвятили одному театру. Что для вас лично означает театр «Санктъ-Петербургъ Опера»?

– Учитывая, что я проработал здесь 28 лет, это моя жизнь, мой дом. Редко кто работает на одном месте так долго, сейчас тем более. Некоторые меня ругают, что я провожу здесь времени больше, чем дома.

– Какими качествами должен обладать идеальный руководитель театра?

– В нашем театре во главе стоят художественный руководитель и директор. В первую очередь директор театра должен уметь выстраивать грамотные и открытые взаимоотношения с художественным руководителем. Ведь мы знаем, что есть театры, где были конфликты директоров с худруками, которые заканчивались не очень хорошо для коллектива. Поэтому главные качества руководителя – коммуникабельность и дипломатичность. Говорить на одном языке мне помогает мое музыкальное образование – гораздо проще работать в театре, потому что я понимаю, с «большой буквы» понимаю, что такое оркестровая яма, знаю специфику работы вокалистов, концертмейстеров, оркестрантов; знаю их психологию, со многими когда-то учился.

– Вам на своем месте приходится выступать в какой-то степени прорабом, ведь театр занимается реставрацией здания особняка фон Дервиза, где располагается с 1998 года. Каких успехов удалось добиться в этой области?

– Я подхватил работы по реставрации около 10 лет назад. При мне была передана часть помещений, которые находятся у нас по соседству – всего 3 тысячи кв. метров. Мы разработали и защитили концепцию Международного оперного центра, где специалисты самых разных театральных специальностей будут повышать квалификацию. Сейчас на проект реставрации уже выделены средства и, думаю, к 2024–2025 году мы откроем центр. Идея давно витала в городе в воздухе, и вот сейчас мы ее апробируем. У нас масштабные задумки, нашлись даже партнеры за рубежом, например, Египет, Китай и Индия готовы в нем участвовать.

– Ваш театр уникален во многом. Часто вы беретесь за постановку произведений, которые нигде не услышишь. Вы влияете на репертуарную политику, или это полностью прерогатива художественного руководителя Юрия Исааковича Александрова?

– Вопросы репертуара решает Юрий Исаакович Александров, но сегодня он нередко интересуется, как мы смотрим на его выбор и что мы сможем с этим сделать. Возьмем последнюю премьеру, которую мы выпустили, – оперу Жоржа Бизе «Иван Грозный». Мной было предложено рассмотреть возможность постановки этого материала, а после согласия Юрия Исааковича была проделана большая кропотливая работа административной частью, чтобы собрать воедино всё, что требуется для осуществления замыслов.

– Вы же должны оценивать коммерческий потенциал постановки – пойдет ли на нее зритель?

– К счастью или к сожалению, надо соотносить материал с тем, будет он продаваться или нет, потому что нередки примеры, когда оперные шедевры не нашли своего зрителя, но являются визитной карточкой театра на музыкальных фестивалях, куда приходят подготовленные слушатели и ценители редко исполняемых в репертуарном театре произведений.

– Как сохранить баланс коммерческого успеха и творческого?

– Хороший вопрос, и ответ на него сложно найти. Многое зависит от режиссера, от его концепции, от материала, который он выбирает, от художника спектакля. В нашей стране так сложилось, что обычно любят популярные оперные произведения: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Травиата», «Риголетто» — определенный список названий, который зритель знает и стремится посетить. Всё, что вне контекста этих названий, сразу надо думать... Как это продвигать, чтобы заинтересовать аудиторию? Однако наш театр славится «открытиями», нам удается представлять редкие произведения, на которые зрители хотят приходить и приходить по несколько раз.

– Вы можете описать своего зрителя?

– Он очень меняется. Если мы посмотрим на 10–15 лет назад, то в основном в наш театр ходили зрители старше 50 лет, а сегодня в зале мы видим много молодежи. Основная публика теперь от 30 лет. Произошла смена поколений. Кроме того, жители других регионов страны приезжают в Петербург специально, чтобы посмотреть спектакли на нашей сцене. Это видно по отзывам на сайте театра и в соцсетях.

– Ваш театр ведет активную гастрольную деятельность. И при этом направления гастролей весьма необычны – Эмираты, Египет. Как выстраивается гастрольная деятельность? Как вы выбираете направления и как встречают наше искусство за рубежом?

– Это не секрет, что все наши гастроли проходят при финансировании и под эгидой Правительства Санкт-Петербурга. Для выступлений мы выбираем исключительно сцены национальных театров. Благодаря нашему художественному руководителю Юрию Александрову, чье имя известно по всему миру, нам легко договариваться. В Египте мы выступали в Национальном театре, в Дубае на сцене «Дубай-опера». В ближайшем будущем мы планируем продолжить наши успехи в Арабских Эмиратах.

– В Эмиратах и в других арабских странах ведь нет своей оперной традиции. Как вы выбираете репертуар для таких гастролей?

– Да, там нет оперной традиции, есть свои ограничения, связанные с особенностями национального менталитета, поэтому мы вынуждены выбирать материал, который им не противоречит. Но при этом, власти ОАЭ построили несколько оперных концертных площадок, оперное искусство у них востребовано.

– Какие страны вы планируете еще посетить?

– Хорошо нас принимает Узбекистан, где довольно высок уровень исполнительского мастерства, в чем мы с коллегами убедились на фестивале OPERETTA.UZ, а значит, есть и востребованность у публики. В Ташкенте блестяще прошел показ оперы Доницетти «Петр Первый, или Невероятные приключения русского царя». Дальше смотрим в сторону Китая. И, конечно же, Сербия. Наш коллектив многократно реализовывал гастрольные туры в Белград в 2017, 2019, 2020, 2021 годах, прошедшие в рамках 150-летия Национального театра в Белграде и 20-летия театра «Мадленианум», 75-летия Победы над фашизмом и 80-й годовщины начала Великой Отечественной войны.

– Вы много ездили и по России в рамках дней Петербурга в разных регионах. Какие впечатления оставили эти поездки?

– Благодаря этим программам мы увидели и Хабаровск, и Владивосток, наш театр выступил с оперным спектаклем на Сахалине. Мы увидели весь наш крайний Север, Салехард, Новый Уренгой. Побывали в Томске, Омске, Ярославле. Всех городов и не перечислишь. Наша страна, конечно, самая красивая в мире. Было очень почетно представлять культуру Санкт-Петербурга в других регионах страны. Например, когда мы были в Салехарде, нам устроили экскурсию с посещением юрты, оказалось, что экскурсовод, любительница оперы, уже бывала в нашем театре, а также в Ла Скала и в Национальной опере Франции. А был случай, когда публика просто рыдала от восторга, когда мы выступали. Также неожиданно было, что в Хабаровске в музыкальном театре, где наши вокалисты выступили с местным оркестром,зрители высказали пожелание услышать именно петербургскую культуру исполнительского мастерства и пригласили нас приехать с нашим оркестром.

– Пять лет вы проводили в Петербурге Фестиваль камерной оперы. Пандемия ковида прервала эту традицию. Есть ли план продолжить?

– Да, мы бы хотели продолжить наш фестиваль, ведь он имел большой успех у зрителей и критики. К нам дважды приезжала Варшавская опера, были на фестивале Рижская камерная опера, Венгерская опера, Астана-опера, камерный оперный театр из Гамбурга, было постоянное сотрудничество с «Геликон-оперой», Камерной оперой Покровского. Тогда фестиваль задал очень высокую планку. В этом году мы попытаемся завершить переговоры с представителями театров из стран СНГ. Узбекистан, Таджикистан, Казахстан – мы уже получили от них согласие, осталось решить организационные вопросы.

– Какие планы на собственной сцене?

– К 35-летию коллектива мы поставили оперу Сальери «Сначала музыка, потом слова», сейчас Юрий Исаакович работает над «Директором театра» Моцарта. Обе одноактных оперы станут частью спектакля «Моцарт и Сальери». Премьера запланирована на 18, 19 апреля. Кроме того, сейчас мы готовим материал, расписываем партии по опере «Вампир» Генриха Маршнера. Эта идея давно витала, еще с 2018 года, Юрий Исаакович то подходил к ней ближе, то отходил, а сейчас решился.

– Что пожелаете театру и себе в нем?

– Конечно, развиваться дальше, находить интересный материал, который будет радовать нашего зрителя, никогда не закачивать наше движение. Очень хочу, чтобы и гости города, и жители Петербурга приходили к нам в театр, получали эстетическое удовольствие, культурно обогащались и открывали новое для себя в оперном искусстве.

Беседовала Надежда Кокарева

Материал опубликован в журнале «Театр+» № 31 (март 2023).