Постапокалиптические джунгли Алексея Франдетти

Много лет назад молодой актер, а ныне увенчанный несколькими «золотыми масками» режиссер Алексей Франдетти исполнял роль маугли в спектакле театра «Московская оперетта». История мальчика, выросшего в волчьей стае, не отпустила Алексея, и поиски новых смыслов в ней воплотились в постановке на сцене петербургского театра эстрады им. Аркадия Райкина. Мюзикл «Маугли» стал одним из самых заметных событий сезона 2022/2023.

– В спектакле «Маугли» вы изображаете джунгли XXI века. Как они выглядят?

– Джунгли XXI века в наших фантазиях выглядят постапокалиптично: смесь остатков переработанных проводов, решеток – всё это немного напоминает фестиваль Burning Man. В спектакле используются сложносочиненные куклы, сделанные из подобных материалов. Вот такие вот техно-джунгли, в которых существуют наши герои и рассказывают всем знакомую историю.

– С какими вопросами придется столкнуться героям спектакля?

– Для меня «Маугли» гораздо больше чем сказка. В нем много смыслов, и как раз эти смыслы мы попытаемся вскрыть в нашем петербургском спектакле. Пытаемся ответить на вопросы, с которыми сталкиваются герои спектакля и герои первоисточника – сказки Киплинга: что такое человек? что такое сопереживание, доброта? Насколько глубоко эти качества могут быть зарыты в сущности homo sapiens? У Киплинга часто происходит так, что животные ведут себя гораздо человечнее людей.

– Если будет дозволено взять с собой в багаж только одну человеческую ценность, что это будет?

– Я бы взял с собой сострадание – это одна из важнейших ценностей, которую мы в современном обществе частенько утрачиваем.

– Как выбирали артистов для этого мюзикла?

– В первую очередь мне хотелось задействовать поющих артистов из трупы Театра Эстрады. И если на кастинг приходили ребята со схожим уровнем умений, то конечно, предпочтение отдавалось артистам театра. Признаюсь, что были и такие, кого я пригласил специально, без проб. Например, великолепная Манана Гогитидзе, которая исполнила роль медведя Балу. Нам вдруг придумалось сделать этого персонажа женщиной. Мы подумали: почему бы нам не похулиганить и не использовать фактуру такой замечательной актрисы, с которой мы работаем не в первый раз. Поэтому я позвонил Манане и сказал: «Слушай, будешь медведем Балу?» А Манана сразу же поддержала это предложение и ринулась в эту историю.

– Были ли открытия в работе с артистами во время кастинга и во время подготовки спектакля?

– Несомненным открытием для меня было то, как артисты, которые никогда не работали с куклами, с таким самоотверженным восторгом и горящими глазами постигали азы того искусства, которое называется «театр кукол». Без всякой боязни они берут этих кукол в руки и начинают с ними работать. После работы в Театре имени Образцова, где я поставил мюзикл «Рождественская история» в декабре 2022 года, я влюбился в это искусство. И даже привлек к работе над постановкой «Маугли» Максима Кустова – актера и режиссера театра Образцова. Благодаря его помощи мы смогли соединить кукол и живых артистов.

slider

– В какой момент приходит ощущение, что мотор спектакля завелся?

– Мотор спектакля заводится тогда, когда приходит зритель и происходит энергообмен между зрительным залом и артистами на сцене. Кстати, в нашем спектакле очень много моторов – включая трицикл, на котором ездит одна из героинь нашего спектакля, и моторы планшета сцены Театра Эстрады.

– Артисты отмечают ваше своеобразное чувство юмора. Вам было комфортно на намоленной комедиями сцене театра Эстрады им. Аркадия Райкина?

– Без юмора нам вообще никуда. Я очень люблю комедию, хотя в нашем спектакле элементов этого жанра не так много, но они присутствуют. Мне в Театре Эстрады было очень комфортно: и работалось, и шутилось, и жилось между репетициями.

– Афиша Франдетти – это одновременно больше десятка постановок в разных театрах и разных городах: Петербург, Москва, Новосибирск, Екатеринбург... Ощущение, что вам удалось изобрести сверхскоростной музыкальный экспресс. Любите скорость?

– Я очень люблю скорость, я на скорости живу, репетирую, чаще всего на спорт-режиме, для меня это привычное и приятное, вместе с тем щекочущее нервы, ощущение. Вот это вот: успеешь – не успеешь?! Соединятся ли электроды, чтобы пошел ток, или не соединятся?

– У вас большая коллекция винила. С какой музыкой ассоциируется Петербург?

– Надо сказать, что свою коллекцию винила я начал собирать в Санкт-Петербурге. Когда я узнал, что моя супруга собирается подарить мне большой виниловый проигрыватель, он еще не пришел к нам домой, но я уже зашел в большой музыкальный магазин на Караванной улице и купил несколько виниловых пластинок. С этого началась моя коллекция. Петербург ассоциируется у меня чаще всего с неовенской опереттой, Легаром, Кальманом… Почему-то для меня Вена и Петербург очень созвучны: это тонкая и едва уловимая печаль и грусть в музыке.

– Спектаклей столько, что героями можно заполнить огромный состав. Кого бы вы взяли в попутчики в путешествие из Петербурга в Москву? С кем на данной жизненной станции было бы интересно пообщаться или вместе помолчать?

– Вопрос такой непростой… Общаться было бы интересно и с Багирой, и с Балу, а молчать лучше всего с Акелой. С ним есть о чем помолчать.

Беседовала Мария Романова

Фото предоставлены пресс-службой театра Эстрады им. Аркадия Райкина

Материал опубликован в журнале «Театр+» № 31 (март 2023).