Look book с Сергеем Дягилевым

Даже люди, далекие от театрального и балетного искусства, слышали о «Русских сезонах» Сергея Дягилева, которые прославили русскую культуру за рубежом и практически во второй раз прорубили окно в Европу.

Будучи грамотным «проектным менеджером», как сказали бы сейчас, и обладая огромным обаянием и острым эстетическим чутьем, Сергей Дягилев смог сделать невероятное: познакомил и влюбил европейскую аудиторию в российскую живопись, оперу и балет.

Маленький Серёжа с детства был окружен искусством - в доме в Перми, где он рос, висели гравюры Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, на книжных полках стояли каталоги главных европейских музеев, а семья регулярно устраивала шумные литературные и музыкальные вечера.

В 1890 году для Сергея Дягилева начался так называемый «Петербургский период»: он совмещал учебу на юридическом факультете с обучением в консерватории под руководством Римского-Корсакова, но ни одна из специальностей ему не приходилась по душе — и он погрузился в художественную жизнь, проявив себя умелым организатором. В 1898 году при поддержке меценатов Марии Тенишевой и Саввы Мамонтова вышел первый номер журнала «Мир искусства», редакторами которого были Сергей Дягилев и художник Александр Бенуа. Параллельно с этим Дягилев организовал серию выставок европейского и современного российского искусства.

В 1906 году Сергей Павлович провёл первый концерт в Париже, представив французской публике русскую оперу, а в 1909- — балет. Успех российских постановок был таким ошеломительным, что способствовал зарождению моды «на всё русское», в дальнейшем захватившей всю Европу. Гастроли антрепризы стали ежегодными и постепенно охватили не только Париж, но и другие европейские города, США и Южную Америку.

Благодаря Дягилеву на весь мир прогремели такие имена, как Брюллов, Коровин, Рерих и Врубель, Шаляпин, Фокин, Стравинский и Прокофьев.

Неудивительно, что о такой неординарной личности было написано множество книг и исследований - вклад Дягилева в развитие русского искусства сложно переоценить.

Одним из самых крупных исследователей творчества Дягилева стал Александр Ласкин. Его книга «Дом Дягилевых» состоит из документального романа «Долгое путешествие с Дягилевыми» и документальной повести «Параллельное кино».

Роман повествует об истории шести поколений одного из самых талантливых российских родов. В повести-воспоминании рассказывается о судьбе романа, награжденного Царскосельской премией и экранизированного на студии "Ленфильм". Впрочем, главная удача автора связана с тем, что благодаря интересу к Дягилевым, он подружился с историком балета Ю. Слонимским, режиссером В. Виноградовым и поэтом В. Кривулиным. Они и стали героями второй части книги. Книга дополнена малоизвестными иллюстрациями и фотографиями и пронизана трепетной любовью и интересом к семейству Дягилевых.

Только вчитайтесь в название одной из глав:

«Отступление третье, в котором автор рассказывает, когда и при каких обстоятельствах Сергей Дягилев смог разобраться в себе, а также находит странное сходство между импресарио и чеховским героем».

Если хотите больше узнать о жизни и творческом вкладе семьи Дягилевых в российскую и мировую культуру, то эта книга для вас. И она уже представлена в «Доме Книги».