ТАК ЧЕЙ ЖЕ ЭТО ГОРОДОК?

Второй конкурс рецензий «верю! Молодые о молодежном» в молодежном театре на Фонтанке подвел итоги 21 февраля. В конкурсе участвовали школьники 10-11 классов, студенты российских колледжей и вузов. Журнал «Театр+» отметил специальным дипломом работу Валерии Вербицкой, студентки 4 курса первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. Академика И.П. Павлова. Предлагаем нашим читателям познакомиться с рецензией Валерии на спектакль молодежного театра на Фонтанке «наш городок», которую публикуем с незначительной редакцией.

Спектакль режиссера Семена Спивака «Наш городок» с 2014 года идет на сцене Молодежного театра на Фонтанке и продолжает по сей день обретать своего зрителя. И тому есть причины. «Наш городок» – пожалуй, самая знаменитая пьеса американского драматурга Торнтона Уайлдера. В 1938 году она удостоилась Пулитцеровской премии и до сих пор захватывает умы и души читателей, а также театральных и кинорежиссеров как России, так и зарубежья. Но действительно ли «Городок» Спивака может и каждый зритель с легкостью назвать «своим»?

Если вы рассчитываете, что декорации спектакля «Наш городок» (художник Николай Слободяник) будут красочными и детализированными, то ошибаетесь. Легкие белые металлические конструкции создают лишь очертания города, а несколько пропеллеров-вертушек станут на сцене садом на один вечер. Да разве нужно больше? Ведь сегодня главная новость городка – это рождение нового жителя! И какая разница, красивы ли дома героев?

За полноценный день в Гроверс-Корнерсе актерам удается показать всю незамысловатую философию его жителей. Мистер Уэбб (Евгений Клубов) признается, что горожане не сильно развиты духовно, но зато с удовольствием любуются закатами, рассветами и луной. А как чудесна сцена семейного утра Гиббсов и Уэббов! Здесь сошлось всё – реплики, хореография (Сергей Грицай), актерская игра. Думаю, каждый из сидящих в зале смог с теплотой вспомнить свои детские годы, мысленно похулиганить и порезвиться вместе с Эмили (Эмилия Спивак), Ребеккой (Мария Вершинина), Джорджем (Константин Дунаевский), и Уолли (Сергей Барабаш).

Первое действие спектакля смотрится довольно легко и непринужденно, «светло» воспринимается. Ведь светом (световое оформление – Денис Дьяченко) наполнено всё вокруг наших персонажей. Свет словно излучают и костюмы художника Марии Лукка. Хотя и в этом светлом мире встречаются мрачные нотки в виде рассказов о смерти некоторых героев или явления одетого во все черное могильщика Джо Стоддарда (Роман Нечаев). И это призывает зрителей задуматься о скоротечности и непредсказуемости жизни.

Во втором действии раскрывается тема любви и женитьбы. Однозначно, это самая красивая и необычная часть постановки с точки зрения хореографии. Здесь, во время сцены разговора Эмили и Джорджа, в полной мере понимаешь, что танец – это выражение «в счастье, радости, грусти и зависти», как говорил Ж. д'Амбуаз. Интересны диалоги, гениально отражающие отношения мужчины и женщины. Прямолинейность с одной стороны, кокетство и хитрость с другой – всё вечное соединилось в их репликах. И новая ступень отношений – свадьба – такое долгожданная, но в то же время пугающая как молодоженов, так и их семьи.

Ход жизни закономерен, как и ход анализируемого спектакля. Поэтому нетрудно догадаться, что третье действие в «Городке» расскажет нам о смерти. И как расскажет! Так, что каждый затаит дыхание, а кто-то будет сдерживать комок в горле от осознания того, к чему подводят нас два предыдущих действия, для чего была придумана эта постановка. Хотя придумана ли? Ни на секунду во время спектакля не чувствуешь фальши в актерской игре. Даже когда в первом действии уже взрослый мужчина выходит играть 11-летнего Джо Кроуэлла (Дмитрий Бауман), все его движения говорят о том, что это еще мальчик, и никто иной!

И вот уже почти ничего не осталось от той легкости, которая царила в начале постановки. Одеяния живых людей стали черными, свет тусклым, а стулья – надгробиями. Переменилась и музыка, до этого озорная и мечтательная, теперь – мрачная и напряженная. Свет становится уделом мира мертвых, впрочем, не настолько далекого от тех, кто продолжает жить. Покойники сидят на стульях и смотрят на убитых горем родственников. А только что присоединившаяся к мертвецам Эмили и вовсе не верит, что ее земной путь уже закончен.

Самой эмоционально сильной сценой здесь является момент возвращения героини в свой 12-й день рождения – один из самых счастливых ее дней. И как же преображается сразу весь городок в ее воспоминаниях! Предметы одежды приобретают яркие краски, на подарках для Эмили – разноцветные ленточки. А мама! Мама вдруг оказывается такой молодой и полной сил! Но где же было это всё, пока девушка жила? Почему она, почему никто из нас не понимает, как ценно каждое мгновение, проведенное на этой планете рядом с близкими? Такие вопросы задает себе Эмили, с такими же мыслями наверняка уходит почти каждый зритель. И если сначала может показаться непонятным, зачем нужно было наблюдать за обыденной жизнью Гроверса-Корнерса, то теперь это становится ясным без лишних слов.

Так «наш» или «не наш» этот самый городок? Пусть каждый решит для себя. Даже если в чем-то зрителя и терзают сомнения, равнодушным после просмотра этого спектакля не остается никто.

+Валерия Вербицкая

Фото: Юлия Кудряшова-Белокрыс