Театральня сережка

Бутафория – это предметы, которые имитируют подлинные: оружие, костюмы, фрукты, украшения и др. Их изготавливают из разных дешёвых и доступных материалов. Ещё в древности на ярмарках скоморохи пользовались различными подделками, а в XVI–XVIII веках без них не проходило ни одно представление! С появлением театра классицизма, где акцент делался на декламации актера, бутафория ушла в тень и на какое-то время была почти забыта. Но в XIX веке фальшивые предметы стали вновь пользоваться популярностью…

Наверное, всем известно, что в театре крайне редко используют настоящие украшения. Это слишком дорого. К тому же чаще всего они попросту не видны из зала. Тогда как бутафорские кольца, диадемы, колье и серьги создаются заведомо крупнее, чтобы их красота и блеск восхищали и радовали глаз даже тех зрителей, которые смотрят спектакль с галерки.

Но вот однажды одна очень известная и самовлюбленная актриса заявила, что не собирается надевать поддельные бриллианты и рубины.

– Я слишком красива для подделок! – воскликнула она и, вздернув свой изящный актерский носик, удалилась с репетиции.

Как оказалось, ее только что бросил очень богатый поклонник и она была в ужасном настроении. К тому же ей просто хотелось пораньше уйти домой.

Режиссер был в бешенстве! Театральный художник – в недоумении.

– Откуда мы возьмем деньги на настоящие рубины?! – причитали они, хватаясь за головы.

Кто-то из осветителей тут же предложил пойти ограбить соседний ювелирный магазин, но его идея почему-то никому не понравилась. Тогда на сцену вышла скромная девушка, которой чаще всего доставались незначительные и второстепенные роли.

– Мне кажется, я знаю человека, который может вам помочь, – сказала она. – Он бутафор, но может сделать такие серьги, которые никто не отличит от настоящих…

– Но ведь они должны быть крупнее обычных! – в отчаянии воскликнул художник.

Девушка пожала плечами.

– Но ведь настоящие украшения тоже могут быть большими… – сказала она и улыбнулась.

Через два дня она принесла на репетицию серьги такой красоты, что директор театра потерял дар речи, а художник упал в обморок. Заметив переполох, та самая известная актриса поспешила узнать, что случилось.

– Ах, какая красота! – взвизгнула она, как только увидела сережки. – Так уж и быть, я буду играть в вашем спектакле! Только дайте мне скорее их примерить!

– Девушка хотела было отдать серьги тщеславной актрисе, но режиссер взял ее за руку и остановил.

– Вы сказали, что слишком красивы для подделок, – сказал он и посмотрел на изумленную артистку. – Что ж! – С этими словами он вернул серьги девушке.

– Мне кажется, в ваших ушках они будут смотреться намного лучше! – сказал он. – Теперь эта роли ваша!

– Но почему?! – в отчаянии завопила незадачливая актриса.

– Потому что эта подделка слишком красива для вас! – сказал режиссер и улыбнулся.

Разгневанная актриса удалилась, злобно стуча каблучками и сопя своим актерским носиком.

А в театре появилась новая звезда, которая блистала вовсе не благодаря украшениям, а благодаря своему таланту! И, конечно, новый бутафор, который, как оказалось, был ее отцом.

Хотите увидеть, какие серьги украшали ушки знаменитых актрис на театральной сцене? Приходите в Театральный музей на ул. Росси д. 2, лит. А! В одном из залов вы сможете увидеть замечательную коллекцию бутафорских сережек…

+ Ирина Зартайская