Look book. «История русского театра»

Когда-то Томас Манн писал, что театр превращает толпу в народ. И рождение государственного театра в этом смысле знаменует собой важнейший этап в развитии национального сознания, в развитии нации как таковой.

Точкой отсчета истории развития русского театра принято считать 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна подписала Указ об учреждении в Петербурге государственного «Русского для представления трагедий и комедий публичного театра».

Как это случается со многими историческими датами, в этом вопросе у исследователей возникли разногласия: некоторые историки склоняются к мнению, что точкой отсчёта правильнее считать 1750 год, когда в Ярославле появился театр Ф. Г. Волкова, а также был издан царский указ, узаконивший частные театры.

Как бы там ни было, время создания отечественного театра «де-факто» и «де-юре» сильно отличается. Театральное искусство, хоть и в своей «зародышевой» форме, существовало ещё во времена Древней Руси. Коллективное и языческое, наполненное народными песнями, плясками и заклинаниями, приуроченное к славянским праздникам — такой вариант искусства можно было встретить на Руси.

Несколько столетий истории театра характеризовались параллельным развитием трех его ветвей: придворного, народного и религиозного (церковного). И если первый и второй пользовались большим успехом и отличались довольно большим размахом, то религиозный театр совсем не прижился в обществе, несмотря на то, что отчаянно старался закрепить свои позиции и порицал все «бесовское».

Настоящий интерес к театру появился при правлении Алексея Михайловича. Царь пригласил немецкого пастора Грегори и актерскую труппу, которая была собрана из разных стран, пастор также должен был обучать актерскому мастерству русских юношей.

«Смутное» время, безусловно, затормозило развитие театрального искусства, но оно не было погублено окончательно. Когда на престол взошел Петр I, он выпустил приказ о создании так называемых школьных театров, целью которых было церковно-богословское образование, а в 1702 году даже предпринял попытку создания народного театра.

Углубляясь в отечественную историю, невозможно продолжать верить в тот факт, что российское театральное искусство получило свое максимальное развитие в XIX-XX веках.

Пусть и в непривычной для современного зрителя форме, российское театральное искусство существовало еще много веков назад и очень ценилось публикой.

В таком же ключе рассматривал становление российского театрального искусства и Н. Н. Евреинов - русский и французский режиссёр, драматург, создатель оригинальной теории театра, историк театрального искусства, философ и актёр.

Н. Н. Евреинов видел начало русского театра «в обрядово-драматических действиях, достигших у русского народа огромной выразительности и оригинальной художественной формы».

Исследованию этой формы он и уделил первоочередное внимание в книге «История русского театра», написанной в эмиграции и впервые вышедшей в Париже в 1947 году.

Автор принципиально разделил понятия «история русского театра» и «история театра в России». О театре в России он годом раньше написал отдельную книгу. В этой книге предметом его рассмотрения является именно то, в чем проявляются собственно национальные, самобытные черты этого вида искусства.

Шаг за шагом, от обрядового театра крестьянской Руси до театра при Петре Великом, от помещичьих театров с крепостными актерами - до новых течений в театральной мысли и сценических исканий в предреволюционный период.

В предисловии к книге издательство особенно отмечает, что у нас не так много русскоязычной как специальной, так и популярной литературы, освещающей историю театра, исходя из такой методологической установки, так что труд Н. Н. Евреинова в какой-то мере заполняет существующий пробел.

Это удивительное издание охватывает почти десять веков истории отечественного театра, и уже ждет всех ценителей театрального искусства на полках «Дома Книги».