Сергей Шуб: фестиваль «Встречи в России» – территория театра без границ

В середине весны, с 7 по 16 апреля, в Петербурге соберутся русскоязычные театры зарубежья на традиционный фестиваль «Встречи в России». В 2023 году этот театральный форум пройдет уже в двадцать пятый раз. Под крышей «балтийского дома» встретятся ведущие театральные коллективы из десяти стран: Казахстана, Азербайджана, Таджикистана, Армении, Туркменистана, Абхазии, Киргизии, Узбекистана, Белоруссии и России. Театр+ встретился с бессменным руководителем фестиваля, генеральным директором театра-фестиваля «Балтийский Дом» Сергеем Григорьевичем Шубом.

Второй год фестиваль «Встречи в России» проходят в особой геополитической ситуации. Чем отличается этот фестиваль от форумов прошлых лет?

– Фестиваль «Встречи в России» был и остается творческой единицей, которая объединяет русскую театральную традицию на постсоветском пространстве, и не только на постсоветском. Проект годами поддерживал культурные процессы, ведущие к интеграции, к пониманию особой миссии общего культурного языка – русского языка. И сегодня, несмотря на нарастания общемировых центробежных процессов, он продолжает нести эту миссию. Эта миссия для нас не менее важна, чем успешно прошедшие спектакли.

За 25 лет своего существования фестиваль вырос и стал центром творческих поисков, можно сказать, творческой биржей и образовательным центром.

В истории нашего форума было и такое, когда мы были вынуждены провести его в формате онлайн (все мы помним ситуацию, в которой оказались театры и зрители во время пандемии). И тогда казалось, что онлайн-спектакли – это чуть ли не будущее театра, когда все сидят по домам и смотрят в компьютер. Но театр невозможен без зрителя, без публики, без живого общения. И тем более этот обмен энергией важен для русскоязычных театров, которые приезжают к нам из дальнего и ближнего зарубежья. Для них встреча с российской публикой и друг с другом, с «братьями по гуманитарному оружию» – это бесконечно важно.

Сегодня вот уже в 25й раз мы проводим фестиваль в реальном формате, даже несмотря на тяжелую политическую ситуацию. Конечно, есть «потери». Ни для кого не секрет, что театры Балтии по разным причинам к нам на фестиваль не приезжают. С другой стороны, в программе появляются новые русскоязычные театры, и это не может не радовать. Так, в этом году к нашему фестивалю присоединился театр Туркменистана.

Русский язык, русская культура для наших соотечественников, живущих за рубежом, крайне важны и в социальном, и в художественном смысле.

Фестиваль этого года посвящен юбилею Александра Островского, и программа фестиваля почти полностью составлена из спектаклей, поставленных по его пьесам. Почему, на ваш взгляд, его имя так важно для русскоязычного театрального мира?

– В основе любого спектакля должна быть пьеса. Зрителю необходимо, чтобы было кого любить, кого ненавидеть, чтобы было смешно и можно было поплакать. Актерам важно, чтобы был материал, который можно играть. И в этом плане Островский – наш Шекспир. Только, в отличие от Шекспира, он светлый гений, добрый, душеспасительный. Каждая его пьеса – понятная, внятная история, близкая нашей ментальности, о вечном: любви, страсти, самой жизни.

За годы своего существования фестиваль «Встречи в России» оброс сателлитными проектами. Один из них – Ассоциация русскоязычных театров зарубежья. Повлияло ли «новое время» на ее работу?

– Сегодня Ассоциация насчитывает более 150 членов. И они всегда знают, что происходит в жизни коллег в каждой стране, где есть русскоязычный театр. «Живому» общению способствует сайт Ассоциации – это площадка для общения, обмена опытом и даже для решения вполне практических вопросов. Недавно я спросил у кураторов этого проекта: «Есть ли в наших рядах потери?» Оказалось, что заявление о выходе из Ассоциации мы получили только от одного театра. Ежегодно во время проведения фестиваля проходит конференция, в этом году она пройдет 7-8 апреля. Традиционно в рамках конференции мы чествуем новых членов нашего сообщества, в этом году примем в наши ряды 13 человек.

– Это не может не внушать оптимизм. Как вы думаете, почему это происходит?

– Конечно, то, что происходит сегодня в мире, – это огромное горе, и горе, в том числе, для всей культуры, и мировой, и российской, которые невозможно отделить друг от друга. Что можно сделать? Не так много – продолжать делать свое дело… Знаете, недавно мы принимали в своих стенах Донецкий музыкально-драматический театр, он сыграл на нашей сцене спектакль «Я знаю правду», посвященную событиям 2014 года в Донецке. Перед показом прошла пресс-конференция в нашем клубе «Территория театра». И тогда я сказал, что «Территория театра» в широком понимании должна и, надеюсь, останется территорией без границ, будет зоной художественного единомыслия, пространством милосердия, гуманизма, добросердечия. Это главная миссия театра. И аншлаги, которые я каждый день вижу в нашем театре, говорят об этом. Вместо того чтобы испытывать чувства, естественные в этой ситуации, которые, казалось бы, должны отвлечь от духовной пищи, народ идет в театр. И в этом пафос сегодняшнего времени.

– В чем причина такого интереса к театру в сложной сегодняшней ситуации?

– В душеспасении. Человек хочет спасти свою душу, он ищет положительные эмоции, ищет повод посмеяться и поплакать. Человек живет эмоциями и чувствами. Сегодня, когда все мы существуем в довольно экстремальных условиях, срабатывают компенсаторные механизмы. Театр не должен отражать жизнь, театр должен давать те витамины счастья, доброты, веры, которых нам всем так не хватает.

Беседовала Надежда Кокарева