Юрий Гальцев: Эстрадный артист – по-настоящему «штучный товар»
Юрий Гальцев. Эстрадный артист, клоун, строгий учитель, руководитель Театра Эстрады им. Аркадия Райкина – это все о нем. Юрий Николаевич обладает редким умением: одним своим появлением он вызывает улыбку и стойкое ощущение, что все будет хорошо.
Юрий Николаевич, как пишут ваши биографы, ваш путь на сцену был тернист и долог. А когда впервые пришла в голову мысль: «Хочу играть на сцене?» Какими были ваши первые шаги на этом поприще?
Не так давно в Театре Эстрады состоялась премьера спектакля «Конопатая девчонка». Он был создан на основе моих воспоминаний – о детстве, о первой любви, об отце, который был моим самым близким другом. Отец научил меня всему: стрелять из ружья, водить ГАЗ 53, лепить пельмени, играть на гитаре и баяне. Мой папа прекрасно пел, играл на многих музыкальных инструментах. А как он шутил! Это был человек с невероятным чувством юмора, настоящая душа любой компании! Когда я познакомил его со своими коллегами по сцене, они не могли поверить, что он не артист! Так что все идет с детства...
А если говорить про «тернистый путь». Да, в театральный я решил поступать уже после окончания машиностроительного института. Поехал из Кургана в Москву. Поступил в московский ГИТИС, выдержав огромный конкурс – более 200 человек на место! Уже совершенно спокойный решил попробоваться в знаменитый ЛГИТМиК – Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Увидел Моховую улицу, вдохнул этот воздух и понял – остаюсь. Ни разу об этом не пожалел.
Вы сотрудничали с разными петербургскими театрами. Какой театр оставил больший след в вашей душе, помог вашему становлению как артиста?
Конечно, это «Буфф» – театр, который в середине 80-х создал наш мастер Исаак Романович Штокбант. Потом появился «Буфф-2» – наша «Зеркальная гостиная». Люди сидели за столиками, а мы выступали. Это был совершенно новый, а вернее давно забытый формат кабаре. К нам на спектакли было не попасть! В первые три года работы в театре «Буфф» у меня не было ни одного выходного! Вот так надо играть. Тогда появляется закалка. Штокбант своей режиссерской интуицией «угадал» время, в самый сложный для многих людей период он подарил им праздник, яркие краски, смех. Он и сам любил смеяться, и делал это так искренне, словно ребенок. А это был офицер, прошедший войну, видевший смерть.
Вообще, для меня Исаак Романович – больше чем учитель. Он для нас всех, его учеников, был вторым отцом. Каким он был добрым человеком! Мы очень много работали: вечером спектакль, рано утром репетиция. А я тогда жил далеко от театра, на другом конце города. Он дал мне ключи от своего директорского кабинета, чтобы я там ночевал!
Вас часто называют клоуном. Как относитесь к этому званию?
Это действительно «звание», вы правильно сказали. Олег Попов был настоящий клоун. А Юрий Никулин! Это были великие артисты! Знаете, очень трудно рассмешить человека! Наш «легких жанр» – это нелегко. Тем более сложно, чтобы юмор был тонким, непошлым.
Как вы стали «играющим тренером» - начали преподавать?
Эта идея у меня появилась очень давно. Играя в разных театрах – в «Буффе», в «Фарсах», в «Лицедеях», в нашем переносном театре, который назывался УТЮГ (Универсальный Театр Юрия Гальцева – прим. автора), я сам делал номера. Придумывал, ставил – просто по дружбе. И я подумал: раз я ставлю номера другим, то могу что-то делать и со студентами! Но мне негде было преподавать, не было площадки.
Моя мечта осуществилась, когда мне в 2008 году дали театр. Я сразу решил, что одна из моих главных задач как художественного руководителя – «вырастить» для Театра Эстрады новую труппу. Эстрадный артист – по-настоящему «штучный товар». Это человек, который обязан уметь все: петь, танцевать, шутить, импровизировать, заставляя зрителя и смеяться, и плакать.
Ваши «гальчата» практически всем курсом работают у вас театре. Какие отношения у вас с бывшими учениками сейчас? Продолжается обучение или они стали для вас коллегами? Может быть, есть чувство, что молодые уже дышат в спину? есть конкуренция?
Почти все актеры театра – мои ученики. Считается, что без мэтров, заслуженных и народных, в театре успеха не будет. Рад, что опроверг это мнение. У нас немало спектаклей, где занята только молодежь – и билетов на их спектакли не достать!
Но даже сейчас, когда они уже состоявшиеся артисты, я продолжаю давать им пример, как нужно работать: за сколько часов до спектакля приходить в театр, как готовиться к встрече с публикой. А то некоторые актеры могут прибежать за полчаса до начала спектакля... Это непрофессионализм и неуважение к зрителю. Могу их поругать иногда. Но я обожаю молодых! Мне нравятся наши неформальные отношения. Порой «гальчата» надо мной подсмеиваются, но по-доброму. Я их учу, они – меня.
Вы возглавляете Театр Эстрады им Райкина уже более 10 лет. За то время, пока вы управляете театром, он буквально переродился. Как проходило становление обновленного театра? Каким видите театр через 10 лет?
Знаете, если меня спросят, согласился бы я пройти этот путь заново... Конечно, согласился бы, несмотря ни на какие трудности. Ради памяти человека, имя которого носит наш театр. Но это были очень сложные 10 лет!
У нас прошел капитальный ремонт, которого не было со времен Райкина, сцена была оснащена по последнему слову техники, появился настоящий репертуар, своя труппа. Мне так приятно, что у Театра Эстрады появились преданные поклонники! Некоторые из них подходят ко мне после выступлений и признаются – тот или иной спектакль они посмотрели уже десятый раз... Это дорогого стоит.
Самое главное, чтобы у каждого театра был свой почерк! Думаю, у нас есть свой почерк, свое дыхание, свой особый стиль. Я хочу, чтобы в Театре Эстрады были представлены самые разные эстрадные жанры, чтобы сохранялись традиции, которые в свое время заложил Аркадий Райкин. Но чтобы появлялось и что-то новое. Ведь жизнь меняется, меняются люди, меняется юмор.
В марте 2020 года весь мир столкнулся с невиданной ситуацией пандемии, локдауна. Театры на полгода закрыли свои двери для зрителей. Много можно говорить о том, кто и сколько потерял, как тяжело было пережить это время. А вот что хорошего принес период самоизоляции для вашего театра, артистов и для вас лично?
Мы все спешим, крутимся как белки в колесе... А ведь это как машина – она же не может бесконечно ехать! Рано или поздно сломается. Может вообще не в ту сторону уехать! Периодически нужно делать остановки и проверять, все ли механизмы исправны, не нужна ли дозаправка, ремонт. Человек тоже иногда должен взять и остановиться. Задуматься, все ли правильно в его жизни?
За эти два месяца я написал пять песен, прочел много хороших книг, позвонил всем старым друзьям, поговорил с ними по душам. Наконец, я смог побыть со своей семьей, со своей мамой. А еще я понял, как дорог мне наш театр. Когда-то, оставшись в Петербурге, я принял очень верное для себя решение. Сейчас у меня родилось сколько интересных мыслей, идей!
Расскажите, пожалуйста, о планах на новый сезон. Какую премьеру ждете особенно
Планировать теперь сложно... Надеюсь, что зрители скоро увидят постановку, премьера которой из-за пандемии переносилась уже дважды. Это спектакль моего ученика Ильи Архипова «Три апельсина. Карнавал» по сказке Карло Гоцци «Любовь к трем апельсинам». А сейчас я готовлю свою новую режиссерскую работу – спектакль «УТЮГ. Универсальный театр Юрия Гальцева». Много о ней говорить не буду, лучше ее увидеть! Скажу только, что это будет возрождение на сцене такого редкого ныне жанра как театральная клоунада.
Беседовала Валерия Троицкая