Саша Сергеев: Театр «Легенда» нашел ключик к сердцу зрителя
Саша Сергеев: театр «Легенда» нашел ключик к сердцу зрителя
На причудливом петербургском театральном ландшафте сложно выделиться и громко заявить о себе. Но в любом правиле есть исключения. Театр «легенда» в кратчайшие сроки сумел пройти путь, на который многим творческим коллективам понадобились десятилетия. Самая современная и оснащенная театральная площадка, молодая профессиональная труппа и крепкая административная команда, серьезный и разнообразный репертуар – как всего этого удалось достичь за два года работы? Об этом и не только журналу «театр+» рассказал художественный руководитель «легенды» Саша Сергеев.
– Театр «Легенда»: откуда появилось такое необычное название для сценической площадки?
– Название рождалось долго. В голове перебирались сотни вариантов. Хотелось, чтобы оно, с одной стороны, было емким, с другой, выражало бы саму идею создания нового сценического пространства. Зачем еще один новый театр?! Чем он будет отличаться от множества других?! И вдруг мне отчетливо представилось, что театр «Легенда» должен стать местом встречи легенд прошлого, представителей знаменитого ленинградского театра, великой театральной школы, актеров, режиссеров, художников, легендарных драматургов с молодыми и талантливыми людьми настоящего. Теми, кто впоследствии станет легендами современного театра. А слоганом нашего театра стала фраза: «Благороден по форме и содержанию».
Многое уже сбывается. У нас проходили творческие вечера и мастер-классы Геннадия Тростянецкого, выпускной курс Юрия Цуркану долгое время играл на нашей сцене свой спектакль «Три сестры», особенно ценным было мнение пришедшей к нам удивительной Ольги Антоновой. Мы тесно сотрудничаем с институтом кино и телевидения, предоставляя пространство для их курсовых спектаклей. Особую роль играет наше выставочное пространство, где за этот период были организованы выставки театральных художников, мастеров жанра фотокартин и другие проекты.
– Как возникла идея создания театра «Легенда» и как удалось ее реализовать? – Это интересная история. История, которая, пожалуй, случается либо во сне, либо в сказках. Я долгие годы служил в Театре музыкальной комедии, будучи приглашенным туда Александром Аркадьевичем Белинским. Потрясающее время, когда в стенах легендарного театра всё было насыщено творчеством. Потом, когда меня оттуда «ушли» за критику в адрес нового руководства, мне пришлось открыть свой частный «Санкт-Петербургский театр мюзикла». Были антрепризные проекты, концертные программы и фестивали. Но спустя какое-то время мне захотелось вернуться в драматический театр как актеру. Я прекрасно понимал, что в уже сформированных по своим внутренним законам и правилам театральных коллективах, которые существуют, я не найду себе места. В силу разных причин: из-за своего характера, несогласия с выбором предлагаемого материала, из-за взгляда на происходящее в театральном мире… И тогда я поставил моноспектакль, который назвал «Филематологии УРА!». Филематология – это наука о поцелуях. Реально существующая. В этом названии тоже есть определенная концепция и позиция. Когда всё идет к упрощению (начиная от мебели от «Икеи», заканчивая скудностью в обрамлении антрепризах спектаклей, рассчитанных лишь на одно – собрать побольше кассу, с броскими и пошлыми названиями, типа «Люблю любимую любить» или «Моя жена для вас на час»), название «Филематологии УРА!», конечно, взрывает мозг и заставляет потрудиться как в произнесении, так и в восприятии при просмотре. Этот спектакль абсолютно авторский, он создан на основе моих монологов, стихов, музыки, песен, сценографии. Благодаря этому спектаклю я вернулся в драматический театр. Но мне приходилось арендовать дорогостоящие площадки. Финансово вся эта история оказывалась бесперспективной. Необходимо было найти такое помещение, которое не требовало бы больших вложений и трат. Мой продюсерский центр в то время занимался не только театральными проектами, но и организацией праздничных мероприятий. И вот однажды, после одного из таких торжественных вечеров, организованных для группы строительных компаний ПСК, я подошел к ее владельцу Максиму Ильичу Штерну и прямо спросил, нет ли у него в посильную аренду какого-либо помещения, в уже построенных домах. Вы не поверите, в ту же секунду я услышал встречное предложение: «Саша, а давайте построим театр?!» Уже на следующий день я сидел в офисе, где на длинном столе были выложены планы всех возводимых объектов. Максим Ильич спросил, где, исходя из моего опыта, было бы предпочтительнее запланировать театр? Я спросил, какой из объектов сдается быстрее других, и, получив ответ, ткнул в него пальцем. Мы же понимаем, что планировать открытие театра в отдаленной перспективе – дело рискованное. Итак, мы остановились на жилом комплексе на Выборгской улице, дом 4, корпус 2. Единственное, о чем меня попросил Максим Ильич перед началом работы, это прийти на мой моноспектакль. «Я хочу увидеть, чем ты дышишь в творчестве», – сказал он и привел на очередной показ «Филематологии» весь состав топ-менеджеров компании. После спектакля Штерн устроил голосование, и, с результатом 10 голосов против 1, судьба строительства была решена. Через десять месяцев в городе появился новый, современный и оснащенный по последнему слову техники театр «Легенда». Открывал театр спектакль «Филематологии УРА!».
– У вас появилась возможность построить театр вашей мечты? Что удалось придумать и воплотить при строительстве театра «Легенда»? – При создании театра мы использовали весь накопленный ранее театральный опыт, так как нам выпала уникальная возможность создать театр с нуля, с голых стен, в жилом комплексе, а это был определенный вызов. Мы продумывали всё: от названия до общей концепции, от наполнения гримерных до выбора удобных кресел в зрительный зал, от шумоизоляции (чтобы не докучать в будущем соседям) до планировки придомовой территории, от душевых кабин до led-экрана и led-кулис, расширяющих сценическое пространство. Пришлось самому стать проектировщиком и, отчасти, дизайнером. Хотя к дизайну фойе, выставочных зон, арт-кафе были привлечены настоящие профессионалы. При этом только третья дизайнерская студия смогла воплотить задуманное нами.
Каждый сантиметр в камерном пространстве театра многофункционален. Зал трансформируется из традиционного в формат кабаре со столиками. Сцена может быть развернута, исходя из режиссерских задач, на 180 градусов. А есть спектакль, где действие происходит в центре зала. На высочайшем уровне и техническое оснащение театра: свет, звук, разнообразные генераторы дыма, снега, мыльных пузырей и других театральных нужностей. Благодаря хорошей и продуманной акустике наш зал полюбили и регулярно проводят здесь свои концерты такие исполнители, как Иван Ожогин, Виктория Макарская, солист группы «Энигма» Эндрю Дональдс и многие другие. Хорошее техническое оснащение площадки позволяет создавать настоящее сценическое волшебство!
– Недавно театру исполнилось два года. Что удалось достичь за этот период?
– Это был очень интенсивный период становления, была проведена колоссальная и потрясающая по своей насыщенности творческая и организационная работа. За это время мы создали 17 полномасштабных спектаклей как детского, так и взрослого репертуара. Возродили жанр магических шоу, ушедший со сцены еще в конце XIX века, исчезнувший с появлением кино, а впоследствии телевидения. Поставили ряд спектаклей для семейного просмотра – тот формат, где за происходящим на сцене интересно следить и взрослым и детям. Во взрослом репертуаре опробовали разные жанры: от психологической драмы до полномасштабного мюзикла. За это время сложился коллектив единомышленников, людей, преданных искусству, настоящих профессионалов, где каждый не просто находится на своем месте, но и берет на себя сразу несколько должностей, зон ответственности. Это очень важно при существовании в условиях самоокупаемости. Просмотрев огромное количество молодых актеров, мы набрали свою молодую, яркую и талантливую труппу. По моему мнению, это самая красивая труппа в городе! Но тут я пойму, если каждый руководитель скажет подобное о своих артистах. Работа кипит, времени на сон нет.
Сейчас у нас, как я уже сказал, новый этап: по изначальной договоренности с инвестором с января мы перешли на самоокупаемость. Это очень важный момент в плане нашей самоорганизации, оптимизации внутренних процессов и ответственности. Скажу даже, что очень правильный этап и договоренность. Даже в теории нет возможности для расслабления и разгильдяйства. Конечно, дотации и помощь со стороны инвестора – группы компаний ПСК остается в области финансирования новых постановок, оплаты коммунальных услуг, но на текущие расходы, ремонт оборудования, на зарплаты, на рекламу, продвижение в соцсетях и многое-многое другое мы обязаны зарабатывать сами. А это очень серьезные суммы. Поэтому мы сейчас стали много гастролировать, переносить и адаптировать наши лучшие спектакли под площадки больших залов – зарабатывать, чтобы полноценно существовать. Я знаю, какой доход получают некоторые государственные театры в месяц, находясь на госдотации. Зачастую им все равно, какое количество билетов будет продано и сколько зрителей придет к ним на спектакли. Или не придет. Это точно не наш вариант. И это замечательно. Зритель ведь всё видит. И ценит. Есть один критерий – аншлаги и полные залы. Самое главное, что произошло за эти два года: у нас образовалась потрясающая театральная семья, и появился Наш зритель. Зритель, который с удовольствием приходит к нам в гости!
– Как вам это удалось – найти своего зрителя?
– Как я уже говорил, пришлось придумать интересный ход. Надо же было как-то выделиться, стать интересными зрителю, предложить нечто необычное, чего нет в репертуаре других театров. Возникла идея возродить жанр магических шоу. Мы поставили их сразу два – для детей и для семейного просмотра, тем самым взрослые тоже оказались в стенах «Легенды». Дети полюбили новый театр и стали проситься прийти и посмотреть что-то новое. Так семимильными шагами стал разрастаться наш детский репертуар. А взрослым зрителям мы предложили две постановки: спектакль «Я тоже тебя люблю» и «Бунин. Мужчина и женщина». Постановки, которые будоражат душу и приводят к катарсису – тому, ради чего и существует театр вообще. Так мы обрели зрителя, который нам поверил и подружился с нами. Это я еще ничего не сказал о том, насколько привлекательно наше арт-кафе. Ну а если серьезно, то эти два года были счастьем для всех. И придумывали вместе, и творили, и ночевали тут же, в периоды выпуска спектаклей. Многое было. А сколько еще впереди!
– По какому принципу вы строите репертуар сегодня, когда вы уже нащупали своего зрителя, начали понимать, что ему нужно?
– Выбор репертуара всегда обусловлен качеством драматургического материала. Самое важное – хорошая история, заставляющая сопереживать, следить за судьбами персонажей. Причем, вне зависимости от жанра. Потрясение для зрителя может быть как от предельного накала страстей, так и от лихо закрученного сюжета комедии положений вкупе с блистательным актерским исполнением. А недавно мы придумали проект, памятуя о юбилее Максима Горького, и подключили к его реализации литературный музей. Он подготовил тематическую выставку в нашей выставочной зоне, а мы поставили спектакль «Старуха Изергиль». Вот так поводом для расширения репертуара стала определенная памятная дата. Причем нам это помогло придумать новый формат для заполнения зала – дневные спектакли для школьников в будние дни. Кстати, большое подспорье для театра в будущем. Поэтому мы решили инсценировать еще ряд произведений, входящих в школьную программу. Особенно, когда увидели, как детям приятны такие выездные уроки, где материал подается нешаблонно.
В течение всего прошедшего периода задачи по наполнению репертуара были различны. В детском репертуаре нам важно было сделать спектакли яркие, сочные, иногда музыкальные. Но неизменно с актуальным звучанием и подачей. Наши дети очень продвинуты и разговаривать с ними нужно современным языком. Но, безусловно, с бережным отношением к авторам. Так в «Сказке о рыбаке и рыбке» полностью сохранен текст Пушкина, а вкрапления современной корейской музыки, пластический язык делают эту постановку озорной и понятной юному зрителю. В спектакле по Чуковскому «Приключения Федоры» авторские стихи очень оригинально дополнены современным юмором и другими стихами Корнея Ивановича. И, конечно же, зрители, которые пришли к нам за эти два года, были приятно поражены качеством постановок, богатством фантазии в решении сценографии, потрясающими костюмами. Тут опять хочется поблагодарить инвестора, который понимает, как важно удивлять зрителя.
А в какой-то момент нам захотелось заинтересовать публику спектаклем, который сложно вместить в камерное пространство. Так в нашем репертуаре появился мюзикл. А это всегда много персонажей, артистов, песенные и танцевальные номера, требующие пространства объемного. Приходите и увидите, как нам удалось справиться с этой задачей, какие художественные решения в этом помогли.
Далее, при переходе на самоокупаемость, я понимал, что нам необходимо будет включить в репертуар несколько комедий положений. Полгода назад мы выпустили спектакль «Отель «Все включено» по пьесе Рэя Куни «Номер 13», а 6 и 7 мая состоится премьера по комедии Клода Манье «Оскар». У нас спектакль будет называться «Безумный день, или Женитьба по-французски». Не устану повторять, что главная задача театра – подключать зрителя к сопереживанию, а не оставлять сидеть с «холодным носом» и от скукоты время от времени поглядывать на экраны своих гаджетов. Надо взять зрителя за руку и привести к потрясению, проживая вместе с персонажами жизнь человеческого духа. И в создании этого «путешествия» важны все без исключения цеха и сотрудники театра. Очень важны профессионалы, которых можно по пальцам перечесть. Но это особый разговор…
– Какие цели вы ставите перед собой? Чего хочется достичь в ближайший, скажем, год?
– У нас были, как я уже сказал, крайне интенсивные два года. Множество театральных постановок, концертные программы, творческие вечера, гастроли других коллективов, совместные проекты… Сейчас нужно войти в режим 3-4 премьеры в год. Ведь не менее важно поддерживать в хорошем качестве и имеющийся репертуар. А это тренинги, репетиции, вводы новых артистов. Как я говорил, теперь мы часто играем одновременно несколько своих спектаклей, играем и на других сценах. Появились прокатчики, организующие регулярные гастроли «Легенды» по Ленинградской области, а в ноябре мы едем на гастроли в Москву. Подобных предложений становится всё больше. Наша цель на ближайший год – развиваться и найти нового зрителя. А тех, кто уже давно с нами, порадовать умными и талантливыми премьерами.
Также хотелось бы открыть лабораторию молодых режиссеров, чтобы они приходили со своими проектами к нам. И, возможно, часть проектов войдет в репертуар «Легенды». У театра есть замечательный репетиционный зал. Кроме того, есть желание провести фестиваль современной драматургии. Планов громадье! Не хватает только часов в сутках. Но, с другой стороны, это же и есть счастье творчества. Главное, чтобы та уютная и необыкновенно теплая, семейная атмосфера нашего театра сохранялась, чтобы к нам приходили новые талантливые исполнители, драматурги, режиссеры, все те, кто хотел бы реализоваться на современной площадке, где возможно воплощать самые невероятные фантазии. Приглашаю и вас открыть для себя «Легенду»!
Беседовала Надежда Кокарева
Опубликовано в журнале ТЕАТР +. Номер 33 (май)