Look book. Мариус Петипа

В 2018 году балетный мир отметил 200-летие со дня рождения Мариуса Петипа, французского и российского солиста балета, балетмейстера, театрального деятеля и педагога, автора постановок, которые и по сей день не выходят из репертуаров театров по всему миру.

«Мемуары» Петипа (1906), полные легенд, анекдотов, преувеличений и ошибок, в издании «Мариус Петипа. «Мемуары» и документы» сталкиваются - в пределах книжного разворота или на соседних страницах - с недавно выявленными документами. Восстанавливается точная хронология европейских ангажементов и турне Петипа, опровергаются устоявшиеся представления о причинах внезапного появления Петипа в России и обстоятельствах его долгой службы здесь. Книга содержит ряд научных открытий в области истории балета и вводит в научный оборот ранее неизвестные источники на нескольких языках.

Великий француз, прославивший русский балет; балетмейстер, первым увидевший талант Анны Павловны; человек, возненавидевший балетное искусство в детстве, но сделавший его во взрослой жизни смыслом своего существования… Конечно, речь идет о Мариусе Ивановиче Петипа.

Мариус родился 11 марта 1818 года в Марселе, в семье в семье балетмейстера Жана-Антуана Петипа и драматической актрисы Викторины Морель-Грассо. Едва мальчику исполнилось четыре года, он вместе с семьей переехал в Брюссель, где его отцу предложили должность в театре оперы и балеты. Через 13 лет, там же, на брюссельских подмостках, Мариус дебютирует в постановке своего отца - «Танцемания».

Можно предположить, что если бы не упорство отца и не его желание, мир балета никогда бы не услышал имени Мариуса Петипа. Отец буквально кнутом прививал мальчику любовь к балету, «ломая об него смычок для ознакомления с тайнами хореографии». Жесткость метода оправдывалась тем, что юный Петипа не имел «ни малейшего влечения к этой отрасли искусства».

Дебют Мариуса прошел блестяще, публика сразу же оценила его талант, так что в 16 лет он получил должность балетмейстера и солиста в Нантском театре.

После этого его карьера начала стремительно развиваться: гастроли в Нью-Йорке в 1839 году, учеба в Парижской опере, работа в Бордо и переезд в Испанию, где с ним, к слову, произошла крайне курьезная история. В одном из спектаклей в Мадриде, по художественной задумке режиссера, Мариус должен был поцеловать свою партнершу, а такое проявление чувств на публике в Испании было категорически запрещено. Не успел Мариус скрыться за кулисами, как его сразу же встретили полицейские с известием об аресте за неподобающие действия.

Следующий ключевой момент в жизни Мариуса можно отнести к  1847 году, когда хореограф получил приглашение директора Императорских театров Александра Гедеонова и переехал в Санкт-Петербург. Существует версия, что столь спонтанный переезд обусловлен большим скандалом из-за одной любовной интрижки, однако Петипа всегда это отрицал, настаивая на том, что он устал  от европейского балетной школы, которая «постоянно уклоняется от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения».

Изначально Мариуса Петипа пригласили в Россию как балетного танцора - он дебютировал на сцене Санкт-Петербургского Большого (Каменного) театра в октябре 1847 года, исполнив роль Люсьена в балете Жозефа Мазилье «Пахита». Однако уже через год, в 1948 году, Петипа выступил на российских подмостках и в качестве балетмейстера, поставив вместе с переехавшим в Петербург отцом пантомимный балет «Сатанилла».

Первой крупной самостоятельной постановкой Петипа стал балет в трех действиях «Дочь фараона», где Мариус выступил также автором либретто. Премьера балета состоялась в январе 1862 года. В этом же году Петипа был назначен штатным балетмейстером Санкт-Петербургского Большого театра, а через семь лет -  переведен на должность главного балетмейстера. И все эти семь лет он продолжал выступать на сцене.

Мариус Петипа был автором около 60 оригинальных спектаклей и 20 новых редакций уже известных постановок, танцев в операх, дивертисментов. Свои лучшие работы балетмейстер осуществил в сотрудничестве с Иваном Всеволжским, директором Императорских театров в 1881-1899 годах.

Постановки хореографа вошли в фонд русской и мировой классики, среди них «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» Петра Чайковского, «Раймонда» Александра Глазунова. По словам критиков, вторая половина XIX века в истории русского балета по праву считается «эпохой Петипа».

Вклад Петипа в развитие отечественного балета переоценить сложно. В 2018 году, в честь 200-летия со дня рождения танцовщика,  свет увидела книга «Мариус Петипа.«Мемуары» и документы».

Ищите на полках «Дома Книги».