Нонна Гришаева: «Нужно расти вместе с театром!»
Нонна Гришаева: «Нужно расти вместе с театром!»
Нонна Гришаева не нуждается в представлении. Фильмы и сериалы с ее участием уже много лет – во всех телевизорах страны, но в театре артист всегда открывается с разных сторон. Благодаря театру юных зрителей им. А.А. Брянцева и его проектам в мае петербургский зритель сможет узнать и увидеть новые грани таланта любимой артистки.
– Приближается Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева. Вы на нем выступите сразу же в двух ипостасях: как актриса – исполнительница роли в спектакле ТЮЗа «Обыкновенное чудо» и как руководитель Театра РОСТА в Царицыно, который украсит афишу фестиваля постановкой «Питер Пэн». В какой день вы будете больше волноваться?
– Безусловно, будет больше волнения, когда мы будем показывать наш мюзикл «Питер Пэн» на сцене петербургского ТЮЗа им. А.А.Брянцева, потому что это наш первый опыт, мы впервые его вывозим на фестиваль. Как и на любых гастролях, естественны страхи за то, как пройдет спектакль и как будет принимать его публика, тем более это петербургский зритель, который известен своей взыскательностью и выступать перед ним для меня очень ответственно. Всегда переживаешь за всё сразу, за какие-то технические моменты – как театральные службы справятся с декорациями, со светом и звуком. Мюзикл «Питер Пэн» ставил режиссер Алексей Франдетти, который также поставил в Петербурге мюзикл «Обыкновенное чудо», а у него всегда технически сложные спектакли.
– Да, обе постановки осуществил режиссер Алексей Франдетти. Представим, что вам надо рассказать человеку о мюзиклах этого режиссера так, чтобы он захотел пойти. Что бы вы сказали?
– Я очень давно знакома с Лешей, мы дружим, работали вместе в трех постановках, в одной из них играли вместе, он даже убивал меня на сцене. Как я уже сказала, у Франдетти всегда технически и физически сложные постановки, но он лучший режиссер в жанре мюзикла, поэтому это надо видеть, надо прийти и смотреть, получать удовольствие. У Леши даже есть такая программа «Нелегкий легкий жанр» о мюзикле. Именно за эту сложность мы его и любим, потому что в этом есть своя прелесть.
– История Питера Пэна сегодня вызывает много споров (кто-то вообще считает, что все мальчики погибли). А для вас она про что? Для какого зрителя предназначен ваш спектакль?
– Мне кажется, что эта постановка не только для детей, но и, безусловно, для их родителей, и каждый раз в конце спектакля мы это видим, понимаем и чувствуем, когда в финале плачут не только дети, но и родители. На финальной песне, которую я исполняю, есть такие слова: «Не спешите, дети, вырастать, пусть помедленнее старятся родители…» – тут ладно мамы, даже папы вытирают слезы. И в этом прелесть этой постановки! Родителям не скучно на этом спектакле, и они тоже отвечают для себя на многие вопросы. Мне кажется, что в этот спектакль Леша заложил очень важную мысль о том, что не всегда мужчины стремятся взрослеть, очень часто они хотят остаться в коротеньких штанишках, только машинки становятся не игрушечными, а большими. Эта постановка заставляет задуматься зрителей о том, правильно ли это, надо ли жить так и какой выбор сделать: вырасти, стать взрослым или остаться навсегда мальчиком в своем придуманном мире.
– Маленькая Нонна мечтала в детстве никогда не взрослеть? Или вы из тех, кто всегда принимает и, главное, любит свой возраст?
– Маленькая Нонна, как и многие дети, конечно, мечтала поскорее вырасти, но как только это произошло, поняла, что самое прекрасное время в жизни человека – это беззаботное детство: ты не обременен никакими проблемами, все решают родители, а ты просто живешь и радуешься жизни, радуешься происходящему с тобой каждый день. Но находясь в этом возрасте, мы никогда не ценим того, что имеем. Кстати, первая роль на профессиональной сцене у маленькой Нонны была роль Венди, на сцене Одесского театра оперетты в спектакле «Остров детства» как раз по сказке «Питер Пэн и Венди». Через много лет все вернулось на круги своя, Нонна выросла и играет не только маму, но и взрослую Венди.
– Ваше обыкновенное чудо – оно для вас в чем?
– Лично мое обыкновенное чудо, это то, о чем наш спектакль – чудо как раз в том, когда люди, прожив много лет в браке, все равно пытаются сохранить чувства, любовь. Это основная мысль режиссера, которую он хотел донести до зрителя.
– У вас есть книга «Советы дочкам, папиным и маминым». Правда, она вышла в 2012 году. Какие советы вы бы дали дочкам сегодня?
– Кстати, совсем недавно у меня была презентация третьего переиздания моей книги «Советы дочкам». Меня очень много и долго просили об этом поклонники, и я очень рада, что получилось обновить редакцию, потому что оказалось, это очень нужная книга. По прошествии времени я бы добавила еще один совет к написанному: «Нужно поменьше находиться в гаджетах и больше общаться друг с другом, потому что никакой телефон не заменит живое общение».
– Говорят, фестивальная публика совсем другая – взыскательная, требовательная. Вы это чувствуете? Что вообще для вас фестивали? Есть разница между просто гастрольными показами?
– Безусловно, фестивальная публика эстетская, более театральная, понимающая, она умеет ценить то, что театр приехал, очень благодарная… Всегда вдвойне ответственно выступать на фестивалях. Гастрольные показы, конечно, отличаются от фестивальных именно из-за того, что публика здесь иная, более взыскательная.
– Вы думали когда-нибудь, что сценическая судьба, после ролей в кино, после службы в театре Вахтангова, приведет вас на подмостки театров для юных зрителей?
– Вы знаете, я никогда не думала об этом, но то, что в итоге так сложилась моя судьба, меня не удивило, это произошло само собой. Я много лет помогала Одесскому ТЮЗу, делала там меценатский проект «Варшавская мелодия» и в течение пяти лет приезжала и играла там бесплатные спектакли, а все деньги шли в помощь театру. Когда мне предложили возглавить ТЮЗ в Царицыно, это было каким-то кармическим завершением процесса, потому что когда ты что-то отдаешь, Господь тебя награждает взамен, поэтому то, что произошло, это как-то логично.
– Вы художественный руководитель Московского государственного Театра РОСТА в Царицыно. Что нового вы открыли для себя в этой должности? Остается ли время на творчество?
– Наверное, из нового, что мне дала моя должность, очень важной оказалась возможность делать то, что я хочу. Я ведь не только «художественно руковожу», я еще и артисткой работаю, и всегда, выбирая какую-то постановку, я руководствуюсь тем принципом, что спектакль должен чему-то учить детей. Ребенок, придя в театр, должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо, почему так можно делать, а так не нужно делать. Работа здесь – это большая ответственность. Первое время мне даже пришлось от многого отказаться, в частности от телевизионных и кинопроектов, потому что я понимала, что театром нужно заниматься, для этого нужно время. Потом, когда мы уже встали на рабочие рельсы, и наш локомотив двинулся с хорошей скоростью вверх, я поняла, что могу вернуться и на телевидение, и в кино, и продолжить свою сольную карьеру. Сейчас я это успешно совмещаю, конечно, времени катастрофически не хватает, но такова жизнь – ничего не поделаешь…
– Каким видите будущее детских театров в нашей стране?
– Мне кажется очень важным, чтобы театры несли просветительскую нагрузку. Театр воспитывает детей, причем с самого раннего возраста. Кстати, почему мы решили назваться Театром Роста? Есть у нас слоган: «Растем вместе с театром». У нас есть постановки для самых разных зрителей. Я всегда говорила и не устану говорить, что детей надо приводить в театр с самого раннего возраста. Нужно расти вместе с театром!
+Беседовала Анна Прищепова