Lookbook. «Мой чехов» Галины Холодовой
Сегодня в традиционной рубрике LookBook — рассказ о книге известного театроведа и театрального критика Галины Холодовой «Мой Чехов».
Книга вышла уже после смерти Галины Ефимовны: материалы были собраны её мужем, доктором медицинских наук Геннадием Шварцем, при помощи главного редактор журнала «Современная драматургия» Андрея Волчанского и коллеги, известного чеховеда Виктора Гульченко.
Была проделана титаническая работа: тщательно собирались воедино статьи и заметки разных лет, чтобы книга получилась целостная и максимально отражала как отношение Галины Ефимовны к театральному искусству, так и ее взгляды, ее художественный дар.
Книга состоит из трёх разделов: «Мой театр», «Моя Италия», «Мой Чехов».
Последний раздел стал названием для всей книги. Как дань уважения огромной и бесконечной любви Галины Ефимовны к творчеству Антона Павловича Чехова..
Действительно, к творчеству Чехова у Холодовой была особая тяга. По воспоминаниям друзей и коллег, у нее был свой, «недочитанный», Чехов. Холодова всегда настаивала на том, что его произведения нужно постоянно перечитывать, вытаскивая на свет скрытые смыслы. Она любила восклицать: «Чехов до сих пор до конца не дочитан!».
Размышляя о тайне жанра чеховских пьес, она писала: «Бесконечные споры вокруг жанра «Вишневого сада» во многом исчерпали себя, хотя, кажется, они будут длиться вечно. Ясно, что перед нами не чистая комедия и не просто драма, что жанр этой пьесы сложен по своей структуре, не умещается в стандартное определение и до сих пор до конца не разгадан... Сама жизнь - какого жанра?!»
О чем бы ни писала Галина Холодова - об истории и современности итальянского театра, о драматургии А.П. Чехова и ее сценических интерпретациях, о творчестве актеров и режиссеров или о текущем репертуаре советской, а потом и российской сцены, - она демонстрировала не только блестящее понимание искусства, но и глубокое погружение в жизнь, которая предопределила появление на свет того или иного театрального явления. Холодова всегда погружалась в глубины бытия, стараясь в каждой детали разглядеть целое. Она верила, что искусство обладает особой миссией - очеловечивать человека.
Издание дополнено прекрасными иллюстрациями и фотографиями, среди которых множество снимков из личного архива автора и ее мужа, Г. Я. Шварца, а также из архивов фондов Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Театра Одеон в Париже и Пикколо-театро в Милане.