ЧЕСТНЫЙ ТЕАТР

«Театр не есть страна реального; в нем картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные бриллианты, поддельное золото, румяна на щеках, солнце, выходящее из-под земли. И в то же время театр – это страна истинного: на сцене – человеческие сердца, за кулисами – человеческие сердца, в зрительном зале – человеческие сердца». Виктор Гюго.

МНЕ НРАВИТСЯ ПРИХОДИТЬ НА РЕПЕТИЦИИ ТЕАТРА «РАССВЕТ». ОНИ ИДУТ В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ С КОВРОМ, НА КОТОРЫЙ МОЖНО ЛЕЧЬ, ОБЛОЖИВШИСЬ ПОДУШКАМИ, И ПРОСТО НАБЛЮДАТЬ, КАК РОЖДАЕТСЯ СПЕКТАКЛЬ...

Сейчас театр работает над постановкой «Старомодной комедии». Это пьеса о мужчине и женщине, которые уже прожили большую часть своей жизни, перенесли ряд ударов судьбы – и личных, и вместе со всей страной. Каждый из них выстроил свой «домик», но жизнь неожиданно предложила им новую встречу – как возможность найти утешение не только в своем безопасном мирке, но и в другом человеке.

Тема этой работы – утешение – начала проявляться сразу. Она зазвучала не только в самой постановке, но и в общем поле, которое образовалось вокруг нее. На репетиции стали приходить знакомые, артисты, сотрудники театра. Спонтанные импровизации, смех, обсуждения, мнения «из зала». Я стою тут, а ты стоишь там... Я говорю, а ты отвечаешь... Эта простая, без пафоса, работа артистов завораживает. Сейчас, когда нужно совладать с травмирующей действительностью, эти репетиции стали островком параллельной реальности, где можно испытать другие чувства, обратиться к своей душе. Герои спектакля преодолевают свою боль, как и его первые зрители.

«Все правильно, – говорит режиссер спектакля Валентина Вамбольт. – Театр – это ведь не только артисты. Все греются у огонька. А здесь царит уникальная атмосфера: все всегда готовы к работе, настроены на репетиционный процесс, уважительно и по-дружески относятся друг к другу. Когда спектакль рождается, это должно быть по любви. Все объединены, любой вопрос вызывает бурное обсуждение. Каждый хочет высказаться: я думал об этом, я представлял себе костюмы, я придумала, как сделать декорации... И хотя репетиции идут интенсивно, никто не устает. Для меня такая заряженность общим делом очень важна, во имя этого я отказалась от других проектов и ни разу не пожалела. Что касается «Старомодной комедии», то для этой пьесы критически важен подбор артистов. Мой мастер учил меня, что на сцене обязательно должны присутствовать мужчина и женщина, тогда все энергии начинают течь в правильном направлении. У нас сложился прекрасный тандем: Светлана Распутина и Сергей Арусланов очень гармонично взаимодействуют; то, как они пытаются понять и раскрыть другого – настоящая магия. Мы «прошли» весь спектакль до конца, выходим на прогоны, уже готовы костюмы, спектакль обрастает плотью».

А ОГОНЕК МЕЖ ТЕМ РАЗГОРАЕТСЯ

В юности Светлана Распутина, художественный руководитель театра, была актрисой. В 1990-е новые театры рождались как грибы. Худсоветы отменили, и режиссеры экспериментировали, воплощали свои мечты и амбиции, пробовали себя – в больших и малых формах. Светлана была с головой вовлечена в этот азартный процесс, играла одновременно в нескольких театрах. Роли были интересными, новаторскими; режиссеры, можно сказать, стояли в очередь, карьера бурно развивалась, но... она была вынуждена оставить театр.

Молодой актрисе с дочкой на руках пришлось задуматься о хлебе насущном. И со всей своей энергией (и верой, что все возможно) Светлана ушла в бизнес: это был детский сад для маленькой дочки. Всё оказалось возможным, и всё, что было задумано, получилось: и детский сад, и ясли, а чуть позже была открыта и школа.

Только не получилось у Светланы забыть, что она актриса. И грызло чувство вины за то, что изменила себе… Светлана пыталась с этим чувством договориться, но поняла, что оно не отступит.

И тогда появились новые знакомства, планы... и решение – сыграть главную роль в спектакле, поставленном по роману С. Моэма «Театр». Но легко сказать... С первым режиссером не сработались. Со вторым – тоже. И вот, наконец, удача: с утверждением Владимира Абрамова (из театра «Суббота») в качестве режиссера спектакль стал воплощаться в реальность, а заодно стал обретать контуры и театр – театр, который она всегда мечтала построить...

ТЕАТР КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

Театр назвали «Рассвет». Ведь рассвет наступает всегда, какой бы темной ни была ночь. Глад, мор, потоп – а солнце встает! И наступает новый день.

«Я чувствую, что зритель ждет, – говорит Светлана Распутина. – Ждет, когда появится театр, где актер разговаривает со зрителем, а зритель, как по волшебству, вызывает к жизни тот спектакль, который ему нужен. Нам всем перестало хватать душевной кормежки, «еды» для размышления. Мы устали от отрицания: Бога, человека, справедливости и любви. От эпатажа – вместо разговора по душам – и стирания всех и всяческих границ. Были времена, когда мужчина воспламенялся от того, что женщина показывала лодыжку. Сейчас всё известно, всё открыто с перехлестом, вывернуто наизнанку.

Публику ничем не удивишь и не заденешь. Материальный мир забивает пространство, а душевного комфорта нет. Человек ищет замену: плохо на душе – идет в магазин, и внутреннее заменяет внешним.

Но мне кажется, что наступает что-то новое, и нужно реагировать на это тоже по-новому. Подлинность чувств, осознанная доброта, даже идеализм выступают реакцией на события и кризисы. И порождают вопросы о смысле жизни: зачем я здесь? кто я? что значит быть собой? Как ответ появляется пьеса, которая привлекает думающих, переживающих, неравнодушных зрителей. Это случается, когда ты честен с собой и ставишь не на потеху, а для души. Я стараюсь играть про себя. У меня в жизни было много событий, через которые можно было пройти и выжить, только преодолевая себя и развиваясь. И теперь я рассказываю об этом со сцены, чтобы поддержать тех, кто вот сейчас проходит свои жизненные уроки.

Если вопрос поставлен правильно, то он уже содержит в себе ответ, и не надо искать какие-то необычные средства выражения. Всё на сцене должно играть на равных с артистом – работать на идею, на сверхзадачу. Никакой красоты для красоты! Все детали работают, подаются лаконично, но в то же время ярко. Если из любого нашего спектакля убрать хотя бы один элемент – всё разрушится. Пьеса должна быть нужна каждому актеру, а режиссер должен быть готов поставить именно этот спектакль...»

КАК БЫЛ ПОСТАВЛЕН «ИГРАЕМ «ТЕАТР»

«Владимир Абрамов, режиссер-постановщик спектакля «Играем «Театр» (по роману С. Моэма) в свое время озвучивал одного из героев кинофильма «Театр». Фильм ему нравился и, что называется, «не отпускал». И, когда мы начали обсуждать наше возможное сотрудничество, выяснилось, что он вновь перечитывал роман и размышлял о том, как воплотить его на сцене. Абрамов по образованию художник, и у меня было ощущение, что спектакль стал его полотном, он буквально вырисовывал каждую сцену».

Ему вторила театральный художник Маша Несвицкая, которая придумала то воздушное сценическое пространство, которое создало магию возможности воплощения любого чувства, одновременно ничему не мешая. Это пространство превращалось то в золотую клетку для птицы, то в сказку, то в мрачную, полную опасности улицу. Художники по костюму, в свою очередь, создали атмосферу роскоши и волшебства и тщательно следили, чтобы каждое перышко на шляпе колыхалось только так, как должно.

Не будем забывать о музыке. «Музыка в театре не просто сопровождает эмоции, но и вступает во взаимодействие с ними, становится действующим фактором, – добавляет Георгий Грабарь, режиссер-постановщик музыкально-пластических сцен. – И музыка, и пластические формы – всё работает на продвижение идеи и стремится к кульминации. Музыка создает атмосферу, музыка диктует движение, артист идет за музыкой, музыка идет за артистом...»

«В этом спектакле мы все вместе попытались найти ответ на вопрос: что значит быть собой? Это значит – обнаружить перед миром свою уязвимость, а потом строить жизнь на основе этой искренности, а не маски, которая прежде служила защитой», говорит Светлана Распутина.

В РИТМЕ ТАНГО

Сейчас в театре начались репетиции нового спектакля – «Росомаха. Танго втроем». Это история про творчество, страсть, любовь и дружбу, а пишется она прямо в режиме реального времени! То есть буквально: драматург Виктор Кириленко приходит на репетиции, участвует в обсуждении и пишет продолжение действия, опираясь на опыт, чувства, эмоции артистов, хореографа и режиссера.

В спектакле поднимаются сложные и актуальные вопросы… Что такое любовь? Что в любви правильно, а что нет? Где грани дозволенного? Что является предательством? Помогает или губит сострадание? Когда помощь во благо, а когда, думая о благополучии других, мы начинаем разрушать себя? А что, если, стремясь поддержать человека, мы закрываем ему его собственный путь? Как человеческой душе стать прозорливой, чтобы понимать последствия встречи с другой человеческой судьбой? Ответы на все эти вопросы театр снова будет искать вместе...

СО ЗРИТЕЛЯМИ!

«Совершенно необыкновенными нашими зрителями, которых приводит к нам в театр наше желание говорить с ними на сложные темы, – продолжает Светлана Распутина. – К нам приходят и бабушки, и семнадцатилетние девочки, и брутальные мужчины, и отцы семейств. Молодые пацаны приходят, чтобы напитаться чем-то им нужным. Они смотрят спектакль, не шелохнувшись, а когда он заканчивается, не уходят сразу, а идут общаться с актерами. И потом приходят к нам снова и снова».

Как однажды сказала одна девушка: «Я приехала посмотреть спектакль «Играем театр» из другого города. Но почему-то во время действия сострадала не Джулии, а самой себе. Теперь еду домой разбираться с собой». Наверное, так действует на зрителей время, проведенное в компании счастливых, одухотворенных людей.

«Наш театр не репертуарный, – объясняет Светлана Распутина этот феномен. – Актеры у нас не подневольны, они играют те роли, которые хотят, мечтают сыграть. Кроме того, мы играем не часто, а только тогда, когда соскучились по сцене, наполнились энергией. Заметно, что команда на сцене наслаждается происходящим. Я назвала бы наш театр честным театром. Его предназначение – будить душевные воспоминания и эмоции, которые затаились глубоко, но, пробудившись, помогают жить и дышать. Не солгать, ничего не придумать, играть только от себя, ведь талант актера проявляется особенно, когда он богат внутренне и готов этим поделиться. Мое кредо – будь честным с самим собой, и тогда твою правду увидят все».

+Светлана Железнова