Андрей Кондаков о фестивале «Бродский драйв». И не только
С 14 по 16 июля в Шереметевском саду фонтанного дома музея Анны Ахматовой пройдет любимый многими петербуржцами IX музыкальный фестиваль «Бродский drive». В этом году фестиваль ставит знак умножения рядом с понятиями любовь и дружба. Любовь в данном контексте понимается как принцип объединения всех людей и вещей. Дружба, как публичная версия любви, искренняя и бескорыстная, выступает в качестве катализатора благополучного общества.
В большой джазовом weekend’е примут участие петербургские и московские импровизаторы. Десять проектов разных по стилистике удовлетворят ожидания самых взыскательных знатоков, подарят гостям фестиваля радость общения в уникальной атмосфере Шереметевского сада, продемонстрируют лучшие грани современного джаза любителям и тем, кто только начинает знакомство с этим бесконечно интригующим видом искусства. О фестивале читателям журнала «Театр+» рассказывает художественный руководитель фестиваля «Бродский драйв», один из лучших джазовых музыкантов России Андрей Кондаков.
– Что вдохновляло вас при составлении программы в этом году? Расскажите об участниках Фестиваля.
– Меня всегда вдохновляет сам формат нашего фестиваля, в котором синтезируются различные стили, направления, жанры, легко переплетается классика и джаз, фольклор и современная импровизационная музыка, поэзия. Бродский Drive – это в каком-то смысле демонстрация личности музыкантов. Всегда интересно, что предлагает музыкант-философ, гуру современной импровизационной музыки Вячеслав Гайворонский. В этом году мы познакомимся с его новой программой B.A.C.H, подготовленной совместно с квинтетом скрипача Владимира Шуляковского. Помимо произведений гения немецкой музыки И.С. Баха, исполняемых в первозданном виде, прозвучат также расшифровки загадочных баховских канонов, новые композиции и импровизации, а последнему, неоконченному произведению Баха – «Искусству фуги» Слава придумал полноценное завершение.
Невероятно активный и плодовитый московский джазовый деятель, композитор, саксофонист и сценарист Алексей Круглов серьезно увлечен поэзией, объединением музыки и слова. На фестивале он представит перформанс по поэме Владимира Маяковского «Люблю». Кстати, именно благодаря усилиям Алексея, в России проводился Leo Festival, посвященный деятельности легендарного Лео Фейгина и его лейбла Leo records (Великобритания). На этом лейбле в разные годы было выпущено немало отличных альбомов российских импровизаторов. В частности, музыка нашего трио с Владимиром Волковым и Вячеславом Гайворонским.
Одним из хедлайнеров фестиваля можно смело назвать уникального артиста, пианиста и вокалиста, звезду российского джаза Олега Аккуратова, призера самого престижного вокального конкурса Сары Воэн в США в 2018 году. Олег является еще и финалистом российского телевизионного шоу «Голос». Программа его выступления будет складываться из сольных номеров и музицирования с петербургскими музыкантами, в частности с барабанщиком Егором Крюковских, финалистом первого шоу «Большой джаз» на телеканале «Культура».
В прошлом году уже не в первый раз я принял участие в работе летнего лагеря для молодых джазовых талантов «Арт Таврида» в Крыму. Это мощное мероприятие с обилием мастер-классов и джемов. Именно там я услышал Excite Quintet. Молодые московские музыканты ярко проявили себя, и мы решили их пригласить на наш фестиваль. Проект объединил замечательных ребят, стремящихся к оригинальности и ориентирующихся на все лучшее, что есть в мировом джазе.
Рад, что на фестивале выступит группа нашего петербургского саксофониста, моего частого партнера Дмитрия Семенова, выпускника Berklee college of music (Бостон, США), виртуозного, интересного солиста.
Резидент нашего фестиваля Владимир Волков с московскими коллегами представит нарративный концерт «Письма любимым» - это новый формат действа, высококонцентрированная любовь в слове и звуке.
Главный популяризатор кубинской музыки в Петербурге, любимец публики, перкуссионист Йоель Гонсалес выступит с проектом Hang made project. Ханг – это молодой, необычный музыкальный инструмент. Его звук сравнивают с арфой или поющими тибетскими чашами. Предполагаю, что Йоель погрузит нас в потрясающую медитацию. Вкратце передать словами все, что будет происходить на фестивале сложно. Лучше просто купить билет и прийти в Шереметевский сад, чтобы ощутить все оттенки звука, визуальной составляющей и неповторимой атмосферы этого сакрального места.
– Какой проект представите вы в этом году и что интересного в творческом плане происходит у вас сейчас?
– На фестивале всегда хочется представить что-то неординарное. Одна из идей была сделать проект, связанный с поэзией Максимилиана Волошина, но потом я решил эту идею на время отложить, потому что познакомился с солистом Мариинского театра Григором Вернером. Произошло это относительно недавно, на открытии клуба Игоря Бутмана в Петербурге во время спонтанного музицирования. Так родилась программа Parlami d’ amore. В этом проекте много любви и каждый остается самим собой (смеется). Будут звучать неаполитанские песни, арии из русских опер, мои авторские инструментальные композиции и даже одна моя песня!
В уходящем сезоне приятно было принять участие в масштабном туре, посвященном столетию российского джаза. Это были концерты в 18 городах нашей страны – от Калининграда до Южно-Сахалинска. Такие масштабные туры дарят вдохновение надолго!
Сейчас завершаю работу над несколькими альбомами, в том числе с зарубежными музыкантами, пишу много новой музыки, а впереди плотный график летних выступлений, в том числе на грандиозном Moscow Jazz Festival. Там я задействован в двух проектах, один из которых наш квартет с Игорем Бутманом Blues For Four.
– Анна Ахматова называла стихи Иосифа Бродского волшебными. Как вы считаете, вам удается сохранять драйв, соответствовать открытому космосу поэзии Иосифа Бродского?
– Всем понятно, что уровень духовности Бродского столь высок, что желание соответствовать превращается в процесс. В своих стихах он выходит за рамки действительности. Наше поле – это не массовый плакат, заключенный в жесткие рамки. В мире истинной импровизации все обнажено, приветствуются более тонкие связи. Джаз, который мы выбираем в большей степени можно считать искусством, чем ремесленный джаз, где играют по правилам и шаблонам. Когда рождается волшебство, благодаря партнерам или своим усилиям и устремлениям, ты проваливаешься в этот мир и увлекаешь других за собой. Это, вероятно, и есть высшая цель для нас.
– Джаз в первую очередь ассоциируется с американской культурой, однако популярен в России и со временем эта популярность лишь укрепляется. С чем вы это связываете?
– Сразу отмечу, что большой вклад в развитие американской музыки внесли выходцы из России. Например, всем известный Джордж Гершвин, который, кстати, не являлся джазовым музыкантом, а писал музыку для мюзиклов, посоветовал взять псевдоним Вернон Дюк еще одному удивительному композитору – Владимиру Дукельскому, который в свою очередь тесно дружил с Прокофьевым и Дягилевым. Приходят также на ум имена Жюль Стайн (Let it Snow), Дмитрий Темкин, Ирвинг Берлин, который родился в Тюмени и написал White Christmas, Chick to Chick и один из первых джазовых хитов Alexander’s ragtime band. Говорят, что русские корни есть и у Ричарда Роджерса. Музыка этих композиторов отличается невероятным мелодизмом. Поэтому не так уж странно звучит фраза Утесова, что джаз родился в Одессе. Свою лепту в развитие джаза внес и мой друг, партнер гитарист Андрей Рябов, которого фактически можно назвать американским музыкантом после 20 лет жизни в США. Однако несколько лет назад он решил вернуться на родину и сейчас является штатной единицей Джазовой филармонии Давида Голощекина. Рад, что он выступит у нас на фестивале в этом году в дуэте с вокалисткой Олесей Ялуниной.
– Если коснуться вопроса роли личности в истории, уместно ли говорить об этом применительно к джазу в России?
– Безусловно, джаз в нашей стране востребован благодаря энтузиастам, организаторам, бесконечно влюбленным в эту музыку, которые в разных уголках нашей страны, преодолевая невероятные трудности, делают красивые фестивали и концерты. У музыкантов появляется мощный стимул развиваться, появляется публика, которая начинает глубже понимать, чувствовать джаз и передавать это увлечение по наследству.
Большую роль в свое время сыграли джазовые клубы в Ленинграде, такие как, например, Джаз клуб Квадрат и Натан Лейтес, клуб «Восток», такая личность как Давид Семенович Голощекин и, конечно же, легендарный фестиваль «Осенние ритмы», который придумал и воплотил Владимир Фейертаг. Сегодня гигантскую роль в джазовой жизни страны играет Игорь Бутман не только как музыкант, но и как организатор и продюсер. В Петербурге уникальное яркое событие – Volkov Manifest. Пример того, как импровизатору с широким диапазоном музыкальных пристрастий можно и нужно реализоваться. Дело Натана Лейтеса продолжает сегодня Алексей Кожевников, – это и джазовые теплоходы, и прекрасный фестиваль джазовые выходные в Гатчине. Есть подвижники в регионах – Тим Дорофеев в Архангельске, Катерина Колесова в Вологде, Ольга Юшкова в Новокузнецке, Ольга Скепнер в Казани. И пусть таких людей будет еще больше.
Беседовала Мура Боброва