LookBook. Алексей Бахрушин
Не актер, не режиссер, не драматург…
В сегодняшнем выпуске «LookBook» поговорим о человеке, который не был напрямую связан с театром, но на самом деле оказал огромное влияние на формирование отечественной истории театра. И это – Алексей Бахрушин.
Алексей Александрович Бахрушин родился 31 января (12 февраля по новому стилю) 1865 в одной из самых уважаемых в Москве купеческих семей, которая владела кожевенным заводом и крупной суконно-ткацкой фабрикой.
Учился Алексей неважно и, будучи учеником 7-го класса гимназии, объявил семье, что учиться дальше желания не изъявляет, а хочет идти работать на завод.
Так началась его «взрослая жизнь»: с раннего утра до пяти часов дня Алексей бывал на заводе, помогая отцу в делах, а вечера посвящал светской жизни. Он любил одеваться модно и эксцентрично: котелок носил чуть поменьше, чем другие, променадную трость – чуть потолще. Часы досуга любил проводить за игрой в любительских спектаклях, но чаще всего по вечерам молодой Бахрушин отправлялся в театр. Он с юных лет увлекался оперой и балетом и преклонялся перед мастерами Малого театра – Ермоловой, Федотовой, Никулиной, Садовским, Ленским. Вскоре любовь к театру превратилась в настоящую страсть.
Случилось это на одном из семейных вечеров, где между Алексеем и его двоюродным братом С.В. Куприяновым возник горячий спор из-за коллекции разрозненных театральных «диковинок» – афиш, фотографий, сувениров, собранных Куприяновым. Юный Бахрушин не пришёл в восторг от этих разномастных приобретений и оскорбил брата. Слово за слово, аргумент за аргументом - так между братьями возникло пари, в ходе которого за месяц Бахрушин должен был собрать более целостную и интересную коллекцию театральных диковинок.
Первой находкой, положившей начало коллекции, стала покупка в лавочке грошового антиквария: Бахрушин за 50 рублей купил 22 грязных запылённых портрета. На них были изображены люди в театральных костюмах. Алексей предположил, что его находка относится к XVIII в. В тот же день он поехал в художественный магазин Аванцо на Кузнецком Мосту, просил промыть и отреставрировать портреты и вставить их в общую большую дубовую раму. После осмотра было высказано предположение, что на портретах изображены крепостные актёры Шереметевского театра в Кускове. Эта гипотеза подтвердилась много лет спустя, когда потомок владельца кусковского театра граф П.С. Шереметев, осматривая бахрушинское собрание, поражённый, остановился у «сухаревской находки».
Так, шаг за шагом Алексей Александрович всё больше и больше сближался с театральным миром, добывал разнообразные предметы, пополнявшие коллекцию: программы спектаклей, юбилейные адреса, фотографии с автографами, тетрадки с текстами ролей, балетные туфельки, перчатки актрис. Он разыскивал эти вещи сам и при помощи друзей, стал завсегдатаем букинистических и антикварных лавок.
Из таких разрозненных элементов в результате была собрана огромная коллекция, которая стала частью литературно-театрального музея им. А. А. Бахрушина. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела — литературный, драматический и музыкальный.
Коллекция музея пополнялась до последнего дня жизни Алексея Бахрушина: какие-то экспонаты он искал самостоятельно, какие-то передавались ему в качестве даров. Музей существует и по сей день, и его коллекция театральных экспонатов считается одной из самых крупнейших как в России, так и в Европе.
Сейчас под редакцией музея выходит ряд научных публикаций, посвященных театроведческому искусству, жизни великих режиссеров и актеров театра, и, безусловно, судьбе самого Алексея Бахрушина.
Если вы хотите узнать больше о жизни этого удивительного человека, а также об истории возникновения литературно-театральной коллекции, советуем ознакомиться со следующими изданиями:
«Взгляд в будущее».
«Взгляд в будущее» – это обширный каталог, посвященный одноименной выставке в музее А.А. Бахрушина, которая проходила с 24 сентября 2020 по 31 января 2022. В книгу вошли фотографии и подробное описание более 400 экспонатов: эскизы декораций и костюмов к спектаклям, портреты актёров и театральных деятелей, фотографии, афиши, скульптурные портреты, книги, а также предметы быта, принадлежавшие А.А. Бахрушину и его семье.
Эти уникальные материалы, собранные в конце XIX — первой трети XX века самим Алексеем Александровичем Бахрушиным, дают достаточно полное представление как о личности коллекционера, мецената, благотворителя, театрального деятеля, так и о его ценнейшем собрании по истории русского театра.
Издание предназначено для театроведов, искусствоведов, музееведов, преподавателей и студентов творческих вузов, для широкого круга читателей, интересующихся историей русской культуры и театра.
«Любовь к Путешествиям. К истории "Версаля на Зацепе»
Идея рассказать о путешествиях А.А. и В.В. Бахрушиных по Европе родилась в процессе работы над книгой «Великое дело созидания. К истории "Версаля на Зацепе"».
В книге описаны путешествия по пяти европейским странам в период между 1898-1913 годами, а именно: по Германской империи, Австро-Венгрии, Франции, Италии и Испании. Каждый раздел книги, посвящённый конкретной стране, начинается с её «портрета» на рубеже XIX—XX веков в изложении Ф. фон Готвальда («Живописная Европа», 1898 г.).
Рассказ о странах дополнен музейными предметами из архивно-рукописного, афишного, декорационного и мемориально-вещевого фондов музея, привезёнными Бахрушиными из Европы для комплектования своей коллекции.
«Хроника Театрального музея имени А.А.Бахрушина 1894-1929»
Книга открывает цикл изданий, посвященных истории музея. Впервые в одном издании собрана и документально подтверждена история создания, открытия и первых десятилетий работы Театрального музея.