LOOKBOOK. «ОБРАЗЦОВЦЫ 1931-1992-2018»
Сегодня в традиционной рубрике LookBook – книга «Образцовцы 1931-1992-2018» об истории становления кукольного театра имени С.В.Образцова авторства Гнутиковой, Корчевниковой и Салтыкова.
История театра Образцова началась в далеком 1931 году, в не самое простое для страны время, когда после Всероссийской конференции работников кукольных театров было принято решение о создании Главного центрального театра кукол (ГЦТК), который был призван стать базой для организации сети кукольных театров СССР.
Дирекция Центрального дома художественного воспитания детей проявила инициативу и пригласила Сергея Образцова на роль руководителя театра, который был открыт 16 сентября 1931 года. Фактически у главного кукольного театра не было даже своего помещения - актёры и руководство ютились в небольшой комнате. Там и состоялось первое представление «Цирк на сцене» (премьера - 5 ноября 1931 года). За неимением достаточного собственного пространства, спектакли начали ставить везде: в школах, клубах, больницах и даже во дворах.
В 1936 году ситуация изменилась – театру было выделено помещение на площади Маяковского (на углу улицы Горького и Оружейного переулка). Первым спектаклем на новой сцене стал «Кот в сапогах». Вскоре был поставлен и первый кукольный спектакль для взрослых «Волшебная лампа Аладдина», где впервые в нашей стране применили технологию так называемыех «тростевых кукол».
В военные годы театр продолжил свою активную работу: было организовано 16 концертных бригад, которые дали 328 выступлений на фронте, были созданы и поставлены несколько агитационных представлений, пользовавшихся большим успехом как на фронте, так и в тылу.
В послевоенные годы театр продолжил выступления по всему Союзу и стал частым и желанным гостем за рубежом. Спектакль «Необыкновенный концерт», который вошёл в книгу рекордов Гиннесса как самое популярное представление, был сыгран более 10 тысяч раз в более чем 90 странах мира.
Современная история творческого коллектива началась в 1970 году — именно тогда театр переехал в архитектурный комплекс на Садовом кольце. А ключевым моментом в становлении и признании стал 1981 год, когда театру был присвоен статус «академического».
Вот, что писал об «академическом статусе» Сергей Образцов: «Если на маленькие кукольные плечи нельзя положить ту же почётную ношу, ту же обязанность быть действительно нужными людям, какая лежит на плечах большого искусства, тогда я не хочу ни писать о куклах, ни заниматься этим искусством, потому что в таком случае оно превращается либо в детскую забаву, либо в эстетское оригинальничанье взрослых».
Перед авторами книги, которую мы сегодня представляем, стояла не просто задача описать краткую ретроспективу образования кукольного театра С. В. Образцова, но максимально полно и красочно описать все этапы его становления.
В книге представлены портреты не только режиссеров, актеров, художников и мастеров по куклам Театра Образцова - самого большого театра кукол ХХ века, но и тех, кто внес вклад в его прошлое и настоящее - всех, для которого театр стал вторым Домом. Книгу дополняют материалы, посвященные малоизвестным страницам истории театра - Ленинградскому и Новосибирскому филиалам, гастрольным маршрутам театра. В качестве справочного материала представлен сводный репертуар театра с 1931 по 2018 годы.
В отличие от изданной немногим более 10 лет назад «Академии Образцова», которая в хронологическом порядке рассказывает нам о спектаклях, созданных к моменту издания, начиная с 1931 года, книга «Образцовцы. 1931-1992-2018» в алфавитном порядке представляет тех, кто создавал славу театра играющей куклы, кто продолжал дело великого кукольника, кто и сегодня передает искусство образцовской куклы новым поколениям.