ИЛЬЯ АРХИПОВ. РЕЖИССЕР НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Имя этого режиссера уже зазвучало далеко за пределами Санкт-Петербурга. Илья Архипов, изрядно поработав над созданием репертуара театра эстрады им. Аркадия Райкина, активно ставит в других театрах северной столицы и за ее границами, жадно «вгрызаясь» в самый разнообразный материал. Что бы ни было написано на афише: мюзикл, опера или драма, если вы видите «Илья Архипов», стоит пойти на спектакль – это будет, по крайней мере, интересно. В преддверии нового театрального сезона театр+ встретился с режиссером.
– Илья, каким для вас был прошедший сезон?
– Сезон для меня и моей команды был очень плодотворным, много спектаклей было в разных городах. Мы стараемся себя не ограничивать только одним жанром, выпускали и драматические спектакли, и музыкальные, даже делали синтетическую постановку и пластические пробы. Год начался крайне удачно – с премьеры в Театре Эстрады им. Аркадия Райкина «Двенадцать стульев». Могу сказать, что этот спектакль на данный момент является одним из моих самых любимых проектов, потому что он четко определяет мое понимание жанра эстрады сегодня.
– В прошлом году мы как раз встречались с вами перед первыми показами «Двенадцати стульев». Сумели воплотить все задумки?
– Всё, о чем мы говорили с вами год назад, всё, что мы задумали командой: взять известную классику и сделать из нее кабаре, да так, чтобы этот материал отозвался в сердцах зрителя, – у нас получилось. Спектакль имеет успех у публики, в том числе и у профессионалов – коллеги из других театров отзываются о постановке крайне положительно. Действительно, проект получился интересный! Это спектакль, который работает по канону кабаре, но при этом остается всё-таки спектаклем; это не ревю, не набор номеров. Идеи и мысли, которые заложены в эту постановку нашей командой, все ожили, и, что очень важно, мне кажется, для нашего жанра и для театра Эстрады, что это спектакль живой. То, что происходит сейчас, в моменте, спектакль в себя вбирает. От этого он становится шире, глубже и ближе к людям, не теряя роскоши, шика и блеска, свойственного шоу.
– Сезон для вас закончился громкой премьерой в Музыкальном театре им. Ф. Шаляпина (прежде «Мюзик-холл»). Каковы впечатления от работы с этим коллективом?
– «Казанова» – масштабный проект, потрясающий, просто восхитительный по музыкальной составляющей спектакль. Автор идеи и либреттист Алексей Франдетти выбрал пьесу Марины Цветаевой «Приключения» и, оттолкнувшись от нее, он написал двухактовый отличный мюзикл. То, что нас удостоили быть первой постановочной командой, которая делает спектакль для Музыкального театра им. Ф. Шаляпина под новым названием, – это особая честь. Благодарю за это директора Юлию Николаевну Стрижак и художественного руководителя театра Фабио Мастранджело. Важно сказать: когда театр, меняя название, определяет свою миссию, в связи с этим происходят изменения внутри. Я считаю, что мюзикл «Казанова» хорошо подходит для начала нового этапа жизни театра. Дальше только больше!
– Как много там осталось от Цветаевой?
– Очень много. Алексей отнесся к автору первоисточника с большим уважением, Цветаева дала импульс этой истории, она осветила всё лунным светом, а задача Алексея была перевести ее пьесу на сценический язык, а моя – уже не опозорить ни одного, ни другого автора, стать их союзником.
– Какие планы на новый сезон?
– Планов очень много. Во-первых, в Театре Эстрады мы продолжим развивать направление, заданное спектаклем «Двенадцать стульев». Не могу пока раскрывать все секреты. Будет несколько премьер. Эта постановка стала неким обращением к молодежи, в театре появилась новая категория зрителей, которая ходит несколько раз на шоу, и мы понимаем, что есть потребность у них увидеть нечто подобное, что-то в таком же ключе. Перед нами стоит задача увлечь таких зрителей, чтобы они могли поймать флер от новой премьеры и понять: «да, оно мне тоже нравится».
– Вы часто говорите о «своей команде». Расскажите о ней подробнее.
– Да, у нас сейчас большая команда, 10 человек. Это люди, которые в одночасье могут сорваться с якоря, приехать в другой город и сделать спектакль от начала и до конца, не посрамив ни своего имени, ни имени нашего славного театрального города Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург создал мою команду, объединил нас. В команде люди, которые любят театр и знают его, настоящие профессионалы. Это художник-технолог по декорациям Станислав Никитин, мой союзник. Художник по костюмам – Алена Пескова, технолог ассистент по костюмам – Ирина Алексеева, человек, который знает, как сшить всё то, что мы придумали и нарисовали. Художник по свету Татьяна Яцюк. Художника по гриму мы называем его «вишенкой на торте», это beauty-блогер Макс Медовый, наш художник по гриму, именно его проработка образа становится изюминкой постановки. Мой любимый великолепный хореограф Никита Борис. Недавно у нас появился музыкальный руководитель Александр Сергеевич Богачев, с ним всегда в союзе аранжировщик Тимофей Маслов. И нельзя не упомянуть замечательного моего ассистента и соавтора многих инсценировок к нашим спектаклям Дмитрия Федорова. Мой любимый помощник режиссера Арина Коваленко. Также в команде нас есть ребята, отвечающие за СММ и пиар выпускаемого нами проекта, фотографы, видеографы. Вот такая большая команда. Конечно, не всегда необходимо прибегать к помощи всех участников, всё это опционно и по необходимости, но, несмотря на это, над проектом работают все. Мы сейчас много ездим по стране, нас приглашают, что очень приятно.
– Это уже целый театр, артистов только нет.
– Артисты тоже есть, ведь я выпустил курс в Институте культуры и гордо заявляю: я понимаю, что испытывает Юрий Николаевич Гальцев, когда видит нас, своих учеников, на сцене. И знаете, что самое интересное? Они сейчас выходят со мной на одну сцену!
– А какие они, ваши студенты?
– Когда-то про нас говорили «артисты нового поколения», так вот, это артисты еще более нового поколения. Во-первых, как они здорово владеют вокалом, хореографией, они рождены для музыкального театра, они выбирают какое направление: мюзиклы, шоу-программы, и их к этому готовят. Самое главное, что они не боятся работы и доверяют мне.
– А легко ли было установить общий язык? Все-таки между поколениями есть некие трудности перевода.
– Трудности есть, не всегда я могу сразу считать, что они хотят сказать, но и они не всегда понимают меня. Но, наверное, именно в тот момент, когда мы хотим понять друг друга, случается правильный «коннект» или, как бы они сказали, «мэтч». И на этом театральном «вайбе» мы летим. Это обычно так звучит. – Учитесь у них? – Чему у них, действительно, стоит поучиться, это… любви к себе. Не любви себя в профессии, а к подходу: «я люблю себя, я развиваю себя», чтобы я был хорош в том, что я делаю». Это круто. Это, наверное, новое для театрального обучения.
– Вы много ставите по стране. Обычно, когда уезжаешь из дома даже на время, многое там переоцениваешь. Каким вы увидели ваш родной Театр Эстрады?
– Мне очень нравится, когда театр определяет вектор развития и двигается согласно ему. Это очень важно, особенно сейчас. У Театра Эстрады замечательная команда: службы, артисты администрация. И всё это под руководством Юрия Гальцева. Иногда мне кажется, что какой бы ни был шторм, он всегда стоит гордо у штурвала. И при таком капитане можно быть любым членом команды, любым матросом. Юрий Николаевич всегда говорил о том, что одно из главных умений, которое было привито нам, его ученикам, во время обучения – умение быстро реагировать и выполнить любую задачу: пол подмести, музыку включать, провести экскурсию или концерт – всё это мы должны уметь делать. Этот момент быстрого и резкого реагирования на задачи, это помогает театру находиться на плаву. Жанр предполагает молниеносный острый ум, которым обладает каждый член команды, и театр доказывает это каждым спектаклем.
– Какие задачи и цели вы ставите перед собой сейчас, накануне старта сезона?
– Наша цель сейчас – создать сейчас еще одну площадку для Театра Эстрады, мы прилагаем к этому очень много усилий. Это необходимо и с точки зрения привлечения нового зрителя, и включения новых режиссеров, молодых экспериментаторов. Эдакая «Эстрада Лаб», может быть, некая лаборатория этого жанра, чтобы понять, куда и какие у него могут быть пути развития.
– Хочется, чтобы было больше входов в театр, выходы всегда найдутся. Это моя мечта-цель, в которой меня поддерживает директор театра Юлия Леонидовна Пости. Юрий Николаевич тоже неоднократно об этом говорил. И вторая цель-мечта – много работать своей командой в Петербурге, так что уважаемые директора и художественные лидеры театров северной столицы, приглашайте, мы с удовольствием сделаем спектакль и для вашего театра. Важно, чтобы мы вместе держались командой, чтобы вместе развивались, чтобы брали сложные проекты. Мы живем, когда работаем.
Беседовала Надежда Кокарева