ФЕСТИВАЛЬНЫЕ НИТИ ТЕАТРА МАРИОНЕТОК
«Мы пригласили театры, которые связаны с именем Евгения Сергеевича Деммени. Такихмного! Кому-то он оказал непосредственную помощь при создании, другие появилисьблагодаря его талантливым ученикам. Мы благодарны всем участникам! Большое счастье –увидеть лучшие спектакли и пообщаться в теплой фестивальной атмосфере. Это былоневероятно важно и перспективно», – каждая фраза генерального директора «ДеммениФест»и директора театра Наталии Луневой была встречена аплодисментами. А когда руководительфестиваля выразил надежду, что фестиваль станет традиционным, зал встал, поддерживаяперспективу новых встреч с кукольниками всей страны в намоленном пространстве наНевском, 52 Фестивалю быть!
Лауреат премии «Браво!» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол» первым предсталперед петербургскими зрителями. Екатеринбургский театр кукол открыл программуфестиваля. Ученики Евгения Деммени основали его в 1930-е годы, а их последователипривезли пятикратного номинанта «Золотой маски» – постановку для взрослых «Гоголь.Триптих». Выбор предопределили не только победы в престижных конкурсах, но и желаниеи намерение оживить в сердце Петербурга родившихся здесь персонажей «Шинели»,«Записок сумасшедшего» и «Повести о капитане Копейкине». Актеры творили магию, накоторую способны только кукольные театры: на глазах зрителя кукла распадалась,визуализируя разрушение «маленького человечка». Это была самая классическаяфестивальная ниточка, которая соединила город на Неве и Урал.
Самой сказочной получилась ниточка-мостик от Волги к Неве и из века XIX в век XXI.Нижегородцы привезли на «ДеммениФест» спектакль «Иван Царевич и серый волк».Нижегородский государственный академический театр кукол тоже обязан своим рождениемкурсам выдающегося режиссера по подготовке актеров-кукловодов – его основательницаТатьяна Яворовская была ученицей Евгения Деммени.
«Для нас большая честь стать участником фестиваля. Это целая эпоха, связь поколений. Мы ощущаем эту связь особенно остро в преддверии 95-летия нашего театра. Нам представилась уникальная возможность увидеть спектакли театров России, в том числе и последователей Е.С. Деммени. Мы показали удивительную нижегородскую школу тростевой куклы иполучили опыт работы с марионеткой. Обсудили с режиссерами Санкт-Петербурга возможность сотрудничества на нашей площадке в 2025–2026 годах», – поделиласьвпечатлениями директор Нижегородского государственного академического театра кукол Алла Забегалова.
Поблагодарил за возможность выступить на легендарной сцене и директор Ивановского областного театра кукол Сергей Ригерт. Пожалуй, это самая символическая ниточка фестиваля.
Ивановский театр приютил Е.С. Деммени и его актеров, когда их эвакуировали из блокадного Ленинграда. Именно здесь Евгений Сергеевич поставил военный спектакль «Юный Фриц»,с которым выступили на фронте более 600 (!) раз. Ивановцы привезли на фестиваль пронзительный спектакль «Кукла. Блокадная история». История девочки и куклы заставляла сердце сжиматься, а слезы – литься дождем. Удивительно, как режиссеру и артистам удалось перевести на понятный детям кукольный язык трагедию войны, потерь и разлук с любимыми. А главное, несмотря на трагичность серьезной темы, подарить веру в то, что хороших людей на свете больше, и добро обязательно победит.
Заразительно-смешной, музыкальной и снежной стала фестивальная ниточка-привет с реки Великой. «Вечера на хуторе близ Диканьки» привез Псковский театр кукол. Первый профессиональный режиссер-кукольник Е.С. Деммени сыграл роль и в его судьбе: театров старинном городе был основан его учениками – Таисией и Владимиром Павловыми. Творческим подношением фестивалю стала рождественская история Н.В. Гоголя, часть которой происходит в Петербурге. Красивым и ярким стало путешествие с хутора в северную столицу, из жаркого лета – в заснеженный январь благодаря мультимедийным декорациям. В день закрытия фестиваля зрители штурмовали родной Театр марионеток. Несколько поколений выросло, переживая за Гулливера в Стране лилипутов. Воссозданная постановка Евгения Деммени с куклами из тридцатых годов в современных декорациях и сейчас проходит с аншлагами. Сколько искренних детских «Браво!» было бы приятно услышать и самому Евгению Сергеевичу Деммени. Театр жив, и спустя 105 лет со дня основания он по-прежнему интересен и детям, и взрослым. Для вручения дипломов и торжественного закрытия фестиваля директору театра Наталии Луневой пришлось пробираться на сцену: свободного места не было даже в проходе.
Будем надеяться, что пароль «ДеммениФест» станет постоянным и будет связывать невидимыми нитями первый в России профессиональный театр кукол с лучшими кукольниками XXI века и гостеприимно открывать двери поклонникам этого замечательного вида искусства.
+Мария Романова