LOOKBOOK. АЛЛА ДЕМИДОВА

Каждую неделю в рубрике «LookBook» мы рассказываем о театре и книгах, посвящённых театральному искусству.

В сегодняшнем обзоре хочется рассказать сразу о трех книгах одного автора – актрисы Аллы Демидовой, вошедшей в историю отечественного искусства, по выражению Михаила Брашинского, как «одна из самых значительных и стильных современных русских актрис». Многие критики отмечают широкий стилистический диапазон актрисы, независимость и смелость её творческих решений, умение по-новому высветить классические образы, каждый раз проявляя «тонкое чувство литературного портрета, авторского стиля воссоздаваемой эпохи».

Помимо актерской деятельности, Алла Демидова известна и как автор 9 книг, посвященных  работе в театре, и как основательница собственного экспериментального театра.

1.     «Всему на этом свете бывает конец…».

Первая книга, о которой мы бы хотели рассказать, посвящена выдающейся постановке А. В. Эфроса в театре на Таганке – «Вишневый сад», премьера которого состоялась в 1975 году. Об этом спектакле говорила вся Москва, билеты  раскупались мгновенно. Режиссер ломал стереотипы, воплощал на сцене то, что до него не делал никто.

Раневская в исполнении Аллы Демидовой представала перед зрителем дамой эпохи Серебряного века, давая возможность увидеть этот классический образ в новом свете. Героиня Аллы Сергеевны являлась центром спектакля, а ее партнерами были В. Высоцкий и В. Золотухин.

То, что показал Эфрос, заставляло людей по-новому взглянуть на Россию, на современное общество.

2. «Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю».

Вторая книга, которая вошла в нашу подборку, посвящена коллеге и другу Аллы Демидовой – Владимиру Высоцкому, с которым актриса проработала в Театре на Таганке почти 15 лет: со дня основания театра и до самой смерти актера.

С Высоцким Демидову связывали совместные спектакли, концерты, репетиции, поездки на гастроли, годы доброй дружбы. Оттого на страницах этих воспоминаний Высоцкий такой живой и такой настоящий.

Демидова рассказывает о феномене Высоцкого, который заключался не столько в его популярности, сколько в особом свойстве личности актера, многогранности его таланта. При жизни он стал легендой, таящей в себе множество загадок. Эта книга поможет читателю увидеть Высоцкого таким, каким он действительно был в жизни и на сцене.

3. «Гастрольные заметки».

Третья и последняя книга, о которой мы бы хотели поговорить – очень личная и автобиографична. Эта книга состоит из писем к Тому Батлеру, профессору Гарвардского университета,  переписку с которым актриса Алла Демидова вела с 1990 года до 2007 года. Казавшееся случайным знакомство привело в итоге к интереснейшему общению и затем - к созданию книги.

Письма А. Демидовой вместили в себя описание поездок и гастролей, театральных постановок, а также рассказ о людях, с которыми ее сводила судьба. Среди них Сергей Юрский, Юрий Любимов, Роман Виктюк, Антуан Витез, Теодорос Терзопулос, Лариса Шепитько, Сергей Параджанов и многие другие.

Письма чередуются с выписками из дневников актрисы или небольшими «ремарками», где более подробно раскрываются те или иные события, а также укрупняются портреты современников. Книга со всей правдивостью отражает различные пласты времени и культуры в России и за рубежом