LOOKBOOK. «НЕУБИТЫЙ ТЕАТР. ЗАПИСКИ О ТЕАТРЕ НА ТАГАНКЕ»
Каждую неделю в рубрике «LookBook» мы рассказываем о театре и книгах, посвящённых театральному искусству и людям театра.
Сегодня речь пойдёт о книге Валерия Иванова-Таганского «Неубитый театр. Записки о Театре на Таганке».
Валерий Иванов-Таганский – театральный деятель, писатель и кинорежиссер. Он родился в 1955 году в Москве. В 1977 году окончил театральное училище имени Щепкина, после чего начал работать актером в различных театрах Москвы. С 1980-х годов Иванов-Таганский оказался в Театре на Таганке, где занимался режиссурой и сценарными работами. Он также сотрудничал с другими театрами Москвы, включая Театр имени Маяковского и Театр на Малой Бронной.
Кроме того, Иванов-Таганский является автором нескольких книг о театре и кино. Его книга «Неубитый театр. Записки о Театре на Таганке» была выпущена в 2014 году и снискала популярность среди любителей театра и культуры.
Театр на Таганке является одним из самых известных театров России, прославившихся, в том числе, и за рубежом. Основанный в 1964 году режиссером Юрием Любимовым, театр на Таганке стал известен высококлассными постановками, в которых актеры и режиссеры не боялись экспериментировать и пересматривать классические произведения.
В 1980-х годах театр на Таганке оказался в центре скандала. Руководство Союза театральных деятелей СССР начало преследовать Любимова за его критические замечания в адрес советской власти. В результате этого конфликта Любимов был уволен с поста художественного руководителя театра на Таганке. Это привело к «расколу театра на Таганке», когда часть актеров и режиссеров остались верными Любимову и создали «Новый театр на Таганке».
Сегодня Театр на Таганке продолжает свою работу и представляет новые постановки, которые находят отклик у зрителей.
Книга «Неубитый театр. Записки о Театре на Таганке» – это собранная по кусочкам история театра, составленная из зарисовок, воспоминаний, исторических документов и глубокого анализа всей истории деятельности театра.
Читатель может удивиться форме подачи текста: записки ведутся от третьего лица – писателя Виктора Самойлова. Причины такого литературного приёма – желание взглянуть на события со стороны и стремление не выделять свое "я" в истории, где десятки действующих лиц, не менее важных и значительных, чем автор. Материалом доя книги послужили заметки, сделанные в разные годы, особенно в повторные гастроли театра в Болгарии, когда общение с Юрием Любимовым было особенно интенсивным и дружественным. Но главным источником стали впечатления о «золотой поре» – первом десятилетии Театра на Таганке и продолжительной работе режиссером в «Содружестве актеров Таганки».
В книге также описывается работа театра в разные периоды его истории, включая постановки, которые стали знаковыми для российской культуры, такие как «Гамлет», «Мастер и Маргарита» и «Крылья». Автор рассказывает о том, какие трудности возникали при создании этих постановок, какие идеи и концепции лежали в их основе.