ТАТЬЯНА ПИЛЕЦКАЯ: «Я ЖИВУ ТОЛЬКО ТЕАТРОМ»

Сентябрь в Петербурге будет месяцем Татьяны Львовны Пилецкой. Афиша ее родного «балтийского дома» – это оммаж народной артистке России в год юбилея: «Деревья умирают стоя», «Семья в подарок» и специально поставленный к 95-летию «Рок-н-ролл на закате». Театр+ побывал в гостях у народной артистки и расспросил о любимых ролях и о родном театре.

– Татьяна Львовна, накануне своего дня рождения вы сделали своим поклонникам подарок – вышли на сцену «Балтийского дома» в новой роли в спектакле «Рок-н-ролл на закате». Как рождалась Ваша героиня в премьерной постановке?

– «Рок-н-ролл на закате» – очень сложный материал. Когда я в первый раз прочитала пьесу, то ничего не поняла. Действия мало, герои что-то бурчат друг на друга, толком не разговаривают. И решила отказаться от участия в этом спектакле. Но директор театра Сергей Григорьевич Шуб настоял, за что я ему очень благодарна. Во второй раз прочитала пьесу, встретились с режиссером Юрием Михайловичем Цуркану, с которым, между прочим, мы уже поработали на четырех спектаклях («Ма-Мурэ», «Семья в подарок», «Баба Шанель» и «Рок-н-ролл на закате»). Мы понимаем друг друга с полуслова. «Это убрать! Это убрать!» – говорил он. Смотрю, выравнивается роль, стало понятно, что в тексте заложено. Мой партнер в этом спектакле Анатолий Дубанов сказал: «Будем играть!». Несмотря на то, что мы почти 50 лет знаем друг друга, мы никогда не играли вместе, не были партнерами. Было трудно приладиться друг к другу, у него довольно сложный характер. Помню, ворчит: «Татьяна Львовна, вы не дали мне реплику!». Говорю: «Ну, забыла я, Толя!». Публика приняла спектакль очень хорошо, ведь в нем много юмора и, возможно, кто-то увидел в героях себя. Юрий Михайлович смог так тонко и точно подать всю интригу, отсечь лишнее и преподать зрителю – просто удивительно!

– Вы помните свои первые впечатления от театра Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»)?

– Потрясли габариты! Сцена, зал! Самая большая сцена в городе! Даже в Мариинском и Александринке меньше. Было так страшно! Ведь я не была театральной актрисой, опыта никакого! «Сирано де Бержерак» – мои первые шаги в театре, мои первые гастроли. Павел Осипович Хомский предложил мне сыграть Роксану. Именно он учил меня ходить по сцене, говорить. Микрофонов же не было. Надо сказать так, чтобы тебя все 1700 человек услышали, даже на балконе. Надо было привыкнуть, всё это преодолеть. Преодолела, сроднилась и хорошо себя чувствую в этой громадине до сих пор. В этом году 60 лет, как я на сцене. В нашем театре «Балтийский дом» – 57 лет, в 90-х пришлось на три года покинуть родной театр, но как только меня пригласили снова войти в труппу родного театра, с радостью вернулась и села в ту же гримерку. В словосочетании «Балтийский дом» для меня ключевое слово – «ДОМ».

– Есть ли любимое место в театре?

– Люблю возвращаться в гримерку, когда сыграю спектакль «без сучка без задоринки». Зритель счастлив – я счастлива!

– Какой момент в подготовке спектакля вы цените больше всего?

– Могу сказать, что самый волнительный момент – это премьера, а самый интересный – читка: тут определяется, что надо вложить в материал, как его сыграть.

– А трудно прощаться с ролями? Известно, что от легендарной роли Роксаны в спектакле «Сирано де Бержерак» вы отказались сами после 16 лет аншлагов.

– Я отдала этой роли всё что смогла. Помню момент, это было на гастролях в Ялте, кгода подошла к режиссеру и сказала, что играю в последний раз. Он удивился, но принял мое решение. С ролями мне было не страшно прощаться, ведь всегда на их место приходили новые. Без дела я никогда не сидела.

– Да, без дела вы сидеть не умеете! Кроме ролей в театре и кино у вас вышло несколько книг, вы пишете стихи…

– А недавно я написала сценарий. Хочу рассказать историю своей прапрабабки Луизы Графемус. Удивительная была женщина! Вот ее портрет висит на стене. Женщина-улан! После гибели мужа на войне с Наполеоном она отправилась, переодевшись в мужское платье, воевать с врагом. В бою потеряла руку, что не помешало ей впоследствии вновь выйти замуж и стать мамой двоих детей. История так и просится на экран. Отдала сценарий Валентине Коровниковой, она актриса нашего театра и параллельно снимает кино. Несколько лет назад я снялась в ее фильме «Па-де-де», который объездил множество фестивалей и получил несколько весомых наград.

– 25 сентября в театре-фестивале «Балтийский дом» состоится ваш творческий вечер. Вы уже выбрали наряд? Вы же удивительная модница! Все барышни Советского Союза хотели быть похожими, одеваться, делать прическу под Татьяну Пилецкую!

– Какая я модница?! Я не думаю об этом. Вероятно, сказалось то, что в те годы, когда ничего не было и начало постепенно появляться, я ценила каждую вещичку, каждый шарфик, каждую кофточку.

– Шили сами?

– Конечно! Надо было одеваться, надо было выглядеть хорошо. До сих пор вот машинка стоит.

– Есть любимое платье?

– Да, висят два красивых вечерних кружевных платья. Может быть, одно из них надену на торжественный вечер.

– А как вы относитесь к наградам, премиям?

– Конечно, приятно, когда признают твой талант и твои заслуги, но к наградам всегда относилась довольно равнодушно. Хотя есть дорогие моему сердцу – вот «Золотая маска» за «Выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Ее вручал мне Николай Витальевич Буров. Я ее очень ценю, потому что она дана мне за мои театральные работы. Я очень люблю кино, это моя первая профессия, но театр – это моя жизнь. В театре зритель всё решает, поэтому успехи здесь очень дороги. Сейчас моя жизнь очень сложная, я живу только театром и благодарна ему.