ТВОРЧЕСТВО – СМЫСЛ И ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ТВОРЧЕСТВО – СМЫСЛ И ЦЕЛЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ КАФЕДРЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА

Зрительный зал театра «Карнавал» то и дело взрывался от оваций во время выпускного экзамена кафедры хореографического искусства РГПУ им. А.И. Герцена. Это был не просто очередной показ дипломных работ, но еще и юбилейный концерт в честь 10-летия кафедры. Первая круглая дата позволила подвести некоторые итоги.

Отметим: это самая молодая из аналогичных кафедр нашего города (их еще четыре), и к тому же самая многочисленная. Количество выпускников – около пятисот, а с нынешними – 571! Естественно возникает вопрос: а не отражается ли количественный показатель на качестве образования? Ответом будет перечень изучаемых предметов. Кроме обязательных академических дисциплин: искусство балетмейстера, история балета, классический, народно-сценический, современный, историко-бытовой танец и методика их преподавания – есть еще и русский и бальный танец, танцевальный фольклор, степ, хип-хоп, фламенко, а также режиссура и актерское мастерство.

Весь спектр умений выпускников был продемонстрирован на юбилейном концерте. Программа включила множество композиций различных жанров и форм в постановке выпускников. Но был и номер совершенно особенный: его сочинили и исполнили выпускники кафедры разных лет, посвятив своим преподавателям. С благодарностью вспомнили и тех, кого уже нет на свете: старейшего педагога Волю Васильевну Ваха и Ирину Семеновну Аврамкову – создателя и директора факультетов музыки, драмы и хореографии в Герценовском.

В первом отделении были представлены два одноактных балета. «Молитва» на музыку С. Жукова – притча о людском безрассудстве. Агрессивная толпа измывается над миролюбивым Христом и в конце распинает его. Богородица оплакивает смерть сына, ее горячая молитва отрезвляюще действует на ожесточенных. Настороженная вначале, толпа постепенно проникается чувствами матери. Осознавая содеянное, дикие существа обретают душу, превращаясь в людей. Благородный по мысли, убедительный по пластическому решению балет был бы еще интересней при более активном участии главного героя, остающегося некоей вещью в себе. Утонченный облик и внутренний надлом исполнителя Глеба Шапрынского дали ощутить духовную высоту героя, но ему явно не хватало стремления помочь одичалым людям, открыть им высшие истины. Зато бездейственность Христа компенсировал монолог скорбящей Богородицы, проникновенно, с чувством меры исполненный Кристиной Афанасьевой.

Балет «Перезвоны» поставлен на музыку Валерия Гаврилина. Композитор определил жанр произведения как «симфония-действо». Для студентов-хореографов ключевым стало слово «действо», воссоздание картин народной жизни – веселых, грустных, трагических. Подзаголовок сочинения «По прочтении Шукшина» отразился в сюжетах и пластике эпизодов. Здесь есть и грубоватый юмор, и озорной розыгрыш, и затаенная лирика, и пронзительный драматизм. Финал балета многозначен. Один за другим падают наземь сраженные вражеской пулей мужчины. Но память о них хранится в сердцах женщин, и по-прежнему льет свет и тепло Свеча – пластический образ-символ неугасимой жизни.

«Перезвоны» – знаковая работа для кафедры хореографии. Балет родился десять лет назад, получил одобрение вдовы композитора и со временем стал визитной карточкой студенческого ансамбля танца. Уже несколько поколений студентов «пропускают» через себя музыку «Перезвонов», признанных вершиной творчества Гаврилина, и каждый раз заново проживают перипетии хореографического действа, созданного под руководством талантливого балетмейстера и педагога Марии Большаковой.

Второе отделение концерта продемонстрировало разнообразие танцевальных навыков студентов, а также умение выпускников заключить всевозможные пластические стили в рамку выверенной по структуре композиции. В «Прологе» на музыку И.С. Баха в обработке В. Мэй в качестве «темы» выступила «классическая» солистка на пуантах (Елизавета Кирсанова), а множество вариаций изобразил кордебалет современного стиля. На основе классики построен и массовый «Петербургский вальс» на музыку Андрея Петрова (из киносериала «Петербургские тайны»). Стремительный танец грациозных девушек в темно-серых газовых платьях, причудливость мгновенно менявшихся рисунков напомнили поэтический строй прекрасного города, его особую атмосферу.

Диапазон учебных дисциплин – от классики и русского народного танца (фундамента профессионального обучения) до современных стилей – продемонстрировал «Класс-концерт». Оригинальность постановки предопределил зачин на музыку Георгия Свиридова «Время, вперед!» – с ее призывными кличами и железной поступью ритма. Подчиняясь этому ритму, группа студентов выполняет движения в свободной пластике у станка и на середине воображаемого класса, но перемежает их акробатическими трюками. Быстрота, с какой каскады неожиданных комбинаций движений буквально обрушиваются на зрителей, воодушевление и мастерство исполнителей производят впечатление творческого урагана. Тем эффектней контраст, когда на смену гимнастам приходят «классички» в юбках-«шопенках». Их элегантные экзерсисы под музыку «Времен года» А. Вивальди завершает дуэтное адажио.

Очередной контраст – класс русского народного танца: под зажигательные звуки «Вечерошного пляса» В. Лямкина разворачивается задорный перепляс танцоров в ярких национальных костюмах. На звонком мажоре и заканчивается этот необычный Класс-концерт, а юбилейный вечер продолжается, удивляя новыми контрастами. В двух массовых номерах воплощены разные женские образы. Раскаленное изнутри испанское фламенко сравнимо со спящим вулканом, взрывную силу которого каждой клеточкой тела ощущает чуткая солистка Наталья Моисеева. А лирические «Белые облака» китайских студенток погружают в подобие нирваны. Изящные девушки в белых платьях плавно меняют позировки, синхронно манипулируя веерами. В кульминации неспешного танца они поднимаются на возвышения и, стоя на одной ноге, принимают положение арабеска. Технически сложный элемент не кажется нарочитым трюком, поскольку мерный ритм танца при этом не нарушается.

Прямо противоположный – ударный – ритм задают три идущие подряд современные танцы. Исполнители здесь окунаются в родную стихию. Бешеный напор «Команды» в стиле хип-хоп подхватывает и переводит в регистр юмора «Танцплощадка». Вполне добропорядочные танцы четырех пар под граммофон буквально взрывает дерзкий «рок-н-роллер» (Петр Тищенко). Восхищенные дамы тут же примыкают к нему, однако их обескураженные кавалеры находят выход из положения. Они доставляют бунтарю столь же темпераментную партнершу –«рок-н-роллершу» (Полина Каунова), да и сами, вернув своих дам, с упоением танцуют по-новому.

В финальном номере «Просто джаз», исполненном всеми участниками концерта, энергия молодежи вырывается на простор, да так, что танцоры еще и скандируют слегка подправленный текст популярной песни «Я, ты, он, она, вместе – кафедра одна, вместе – дружная семья!». В подтверждение слов на сцену выходят преподаватели и все выпускники (имена всех без исключения перечислены в программке). Зрелище получается внушительное и живописное, праздник достигает апогея.

На протяжении вечера юбилейную торжественность снимает непринужденный конферанс ведущих – давнишних выпускников кафедры Валерии Черток и Эдуарда Хайруллина и комментарии негласной героини концерта. Пора ее представить: Людмила Альбертовна Касиманова – создательница кафедры хореографического искусства и ее бессменная заведующая. Открыв вечер рассказом о кафедре и ее педагогах (сегодня их уже 25!), Касиманова подчеркнула, что смыслом и целью учебного процесса является творчество. Оно объединяет студентов и преподавателей, весь коллектив кафедры, включая незаменимую помощницу заведующей Елену Юзову, концертмейстеров и методистов, и вовлекает всех в созидательную работу.

Результаты студенты демонстрируют на сцене университетского театра, за 10 лет было создано без малого 90 спектаклей! В их числе «Метель», «Двенадцать», «Гоголь», «Бабий бунт», «Поющее сердце Пиаф», «Во имя жизни», «Пир во время чумы», «Свадебка» (мастера курсов Мария Большакова, Мария Тимофеевская, Константин Чувашев). Но, кроме достижений, это еще репетиции, задолженности, пересдачи, а случается – и отчисления… Конечно, есть и обиды, и амбиции, но поверх всего – осознанный путь к цели через ежедневное преодоление препятствий.

Личность неординарная – доктор педагогических наук, профессор, почетный работник сферы образования РФ – Людмила Касиманова не забыла о том, что определило ее славный путь в профессии, а именно – влюбленность в танец, и доказала это практически. Сменив вечерний туалет на белоснежную фрачную пару, она исполнила танец – элегантный, красивый и даже… сексуальный! Еще не остыв от номера, она произнесла: «Видно, судьба у меня такая: всё делать в первый раз и не так, как все». А завершая юбилейный вечер, пригласила зрителей на новую встречу и «не только через десять лет».

+Ольга Розанова