ТЕРЕЗА ДУРОВА: ПОХОД В ТЕАТР – ЭТО НЕ ТОЛЬКО РАЗВЛЕЧЕНИЕ

В конце сентября в северную столицу приедет на гастроли московский «Театр Терезы Дуровой». С 29 сентября по 1 октября на большой сцене выборгского дворца культуры покажут лучшие музыкальные спектакли для семейного просмотра: «приключения Тима, или проданный смех», «принц и нищий», «волшебная лампа Аладдина». Театр+ встретился с основательницей коллектива Терезой Дуровой, кстати, наследницей известнейшей в России цирковой фамилии, узнал подробности гастрольной программы в Петербурге и расспросил о новом сезоне в Москве.

– Тереза Ганнибаловна, только что на сцене Театра Эстрады им. А. Райкина ваш театр сыграл спектакль «Без галош элегантнее», посвященный Владимиру Маяковскому. Как вас встретил Питер?

– Прекрасно. Петербургские зрители очень чуткие, внимательные, отзывчивые. Они поняли и приняли наш спектакль, чему мы все несказанно рады. Последний раз мы приезжали с гастролями в Петербург 30 лет назад, играли на этой же площадке, но тогда у нас был совсем другой театр.

– Насколько я знаю, в далеком уже 1991 году вы с группой энтузиастов основали Международный фестиваль клоунады. Через год на его основе образовался театр. С тех пор он несколько раз менял название. Что такое «Театр Терезы Дуровой» сегодня? И чем он отличается от театра клоунады первых лет?

– Можно с полным основанием сказать, что сегодня мы – один из самых популярных в Москве театров для семейной публики. В нашем репертуаре – музыкальные спектакли, которые мы играем в сопровождении оркестра. Причем зрители любого возраста найдут у нас спектакли по своему вкусу – есть постановки для детей разного возраста – от самых маленьких до подростков, русская и мировая классика для взрослых с возрастным цензом 18+. Наши спектакли – как большие слоеные пироги, где слои – самые разнообразные виды сценического искусства. Всё, с чем мы сталкивались за прошедшие 30 лет, всё, чему научились, мы используем в наших постановках: мы прекрасно поем, мы хорошо танцуем, мы владеем основами акробатики, при этом мы можем играть серьезные драматические пьесы. Чем это «грозит» труппе? Артисты приходят на работу в 10 утра и уходят поздно ночью, потому что весь их день расписан, ведь каждая из дисциплин требует большой отдачи и постоянных тренингов. Меняются наши стремления, меняется театр – как следствие меняется название и репертуар. Сейчас мы готовим премьеру – музыкальный спектакль «Три лотоса» по мотивам китайского эпоса. И я вдруг поняла, что наш театр сегодня можно сравнить с китайской оперой, ведь в ней работаю и прекрасные вокалисты, и хорошие декламаторы – китайцы отлично работают со словом, там есть место и пантомиме, и акробатике, и танцу.

– Где находите таких разносторонних синкретических артистов?

– Основной костяк труппы – это те артисты, которые работают со мной с самого основания театра. Несмотря на то, что я постоянно бросаю им новые вызовы и даю дополнительную нагрузку, никто меня не покинул. С другой стороны, молодежь, которая приходит в наш театр, готова работать в нашем режиме. Я начинаю выращивать для себя актеров не тогда, когда они окончили институт, а тогда, когда они, скажем так, находятся «в зачатке». Я слежу за студентами «Щуки», ГИТИСа с первого курса, хожу на выпускные спектакли, общаюсь с педагогами. В прошлом сезоне я увидела в Щукинском училище выпускной спектакль «О мышах и людях» по Стейнбеку и взяла его в наш репертуар, потому что такие постановки обязательно нужно показывать зрителям. Артисты молодые, трепетные и от этого убедительные, прекрасная работа. Когда зрители видят на сцене своих ровесников, они им доверяют, лучше понимают произведение. Для нашей сегодняшней молодой публики это очень важно.

– Каким вы видите своего зрителя?

– Наш зритель умен и не боится открыть душу. Поход в театр – это не только развлечение, мне важно, с какими знаниями уйдет от меня публика, в каких жизненных ситуациях они смогут применить полученный в театре опыт.

– Как формируется репертуар вашего театра?

– Когда мы планируем новые постановки, я зачастую вспоминаю карту мира и размышляю, куда отправиться, где мы еще не были. Я всегда помню о том, что мы – люди мирового сознания, есть интернет, от которого мы не можем и не должны закрываться, поэтому я обязана познакомить своего зрителя с культурой разных народов мира. Например, у нас есть спектакль по карельскому эпосу «Калевала». Я понимаю, что большинство пришедших к нам эту огромную книгу никогда не прочитают, а для меня важно дать зрителям что-то новое для них с точки зрения поэзии, музыки, визуализации, текста, интерпретации голоса. Для участия в этой постановке мы приглашаем певцов из Карелии, потому что так петь могут только карелы – у них своя голосовая конструкция.

– Какие спектакли увидят свет в новом сезоне?

– Сейчас на большой сцене завершается работа над музыкально-драматическим спектаклем «Дубровский», режиссер Ирина Пахомова, педагог Щукинского училища и ГИТИСа. Что меня привлекает в этом материале? Возможность представить классический пушкинский текст, который, как это ни странно, не всегда понятен современному читателю, действенным языком театра. В декабре на большой сцене состоится премьера спектакля «Три лотоса», о котором я уже говорила. На малой сцене в октябре намечена премьера спектакля «О мышах и людях», а в марте – «Маленькие трагедии».

– В сентябре вы вновь вернетесь с гастролями в Петербург. Что вы привозите и почему выбор пал на эти спектакли?

– Мы привезем три спектакля и будем выступать на большой сцене Выборгского дворца культуры: 96 актеров покажут петербургским зрителем самое лучшее, что есть сегодня в нашем театре. Эти постановки адресованы семейной аудитории, поэтому я рекомендую вам устроить себе маленькие театральные каникулы и приобрести билеты сразу на все даты.

29 сентября «Театр Терезы Дуровой» впервые представит в Санкт-Петербурге музыкальный спектакль «Приключение Тима, или Проданный смех» режиссера Дарьи Коршуновой. На сцене развернется настоящая мистерия: противостояние обыкновенного мальчишки по имени Тим и таинственного барона Треча, под обличием которого скрывается сам черт.

30 сентября мы покажем «Принц и нищий» – в моей постановке. В нем есть все, чтобы было интересно и взрослым, и детям. Особая атмосфера старого Лондона, его дворцов и трущоб, а также увлекательная история о том, как королевский наследник поменялся местами с нищим мальчишкой.

Первого октября будет представлена жемчужина нашего репертуара – музыкальный спектакль «Волшебная лампа Аладдина». Известная всему миру сказка о бедном торговце тканями Аладдине, прекрасной принцессе Будур и всемогущем Джинне. Этот спектакль не только развлечет вас, но и поставит вопросы: насколько дети должны быть свободны от родительской опеки? Что лучше: когда подросший ребенок живет по чужим правилам или когда он счастлив и волен в своих действиях.

Мне не очень нравится определение «детский театр». Когда я ставлю спектакль, у меня нет цели развеселить детей, скорее я хочу «поговорить» с родителями и детьми на вечные темы, подарить им общие эмоциональные воспоминания.

– С каким настроением отправляетесь на гастроли в Петербург?

– Гастроли в Петербурге для нашего театра – счастье. Настоящее удовольствие собирать вещи, вести огромные фуры декораций. Актеры очень воодушевлены тем, что будут играть на новой площадке. Дорогие билеты – это не про нас, ведь мне нужно, чтобы семьи в полном составе могли прийти к нам на все три спектакля. Эти гастроли нам помог организовать банк ВТБ, наш спонсор считает, что постановки театра должна видеть не только московская публика, но и зрители других городов, прежде всего – петербуржцы.

Беседовала Надежда Кокарева