ТЕАТРАЛЬНОЕ БОГАТСТВО ВОСТОКА НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

XXXIII международный театральный фестиваль «балтийский дом» пройдет в Санкт-Петербурге с 6 по 18 октября. Девиз этого года – «взгляд на восток». Театралов ждет погружение в театральное искусство Индии, Ирана и Китая. Зрителям представят также взгляд российских театров на театр востока и покажут особый этнический колорит национальных театров республик России.

ИНДИЙСКИЙ ЭПОС «РАМАЯНА», ШЕКСПИР ПО-ИНДИЙСКИ И ТАНЕЦ НА ЯЗЫКЕ ЛЮБВИ

Индийская культура знакома российскому зрителю в основном благодаря кинематографу, хотя индийский театр обладает не менее ярким и своеобразным лицом. На площадке фестиваля будут представлены различные направления и жанры.

Театральная лаборатория «Адишакхти» (Пудучерри, Индия) покажет спектакль Нимми Рапхель «Бали», в основе которого лежит отрывок из индийского эпоса «Рамаяна».

Крупнейший театральный режиссер Индии Раджат Капур привезет постановку «Ничего похожего на Лира» (театральная компания «Синематограф», Мумбаи), в которой использует клоунов в качестве стилистического приема. Раджат Капур известен у себя на родине уникальной способностью видеть комедийное в трагическом.

«Цвет Лавани» в инсценировке и постановке Бхушана Коргаонкара покажет компания «B SPOT Productions» (Мумбаи, Индия). Лавани – самый известный фольклорный танец штата Махараштра, набравший популярность благодаря непосредственному участию публики в представлении, а также открытому выражению чувственной страсти. Этот танец говорит на языке любви и желания и находит отклик у людей всех возрастов, полов, культур и национальностей.

«КНИГА ЦАРЕЙ» И РИТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИРАНА

Современный иранский театр предлагает зрителям погружение в народные сказания и мифологические мотивы. В основе спектакля Тегеранского университета «Речь Гурдофарид» лежит текст «Книги царей» («Шах-наме») персидского поэта Фирдоуси. Режиссер Рахмат Амини считается специалистом по ритуальному театру, который создается при помощи актеров, музыки и хора в традициях национального искусства Ирана.

КИТАЙСКИЕ «ЛЯГУШКИ» ИЗ ПСКОВА

Фестивальная программа предлагает знакомство и осмысление литературных произведений Востока в постановках российских театров. Откроет фестиваль российский взгляд на роман выдающегося современного китайского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе Мо Яня – спектакль Никиты Кобелева «Лягушки» (Псковский академический театр драмы им. А.С. Пушкина – филиал Национального драматического театра России – Александринского театра). Действие спектакля происходит в уезде Гаоми провинции Шаньдун на протяжении более чем пятидесяти лет – с 1950-х до начала XXI века. Спектакль посвящен трагедии китайского народа – насильственному ограничению рождаемости в 1970–1980-е годы и помогает прикоснуться к недавней истории одной из крупнейших мировых цивилизаций.

СОВРЕМЕННЫЕ СТРАЖИ ТАДЖ-МАХАЛА

Перенестись в легендарный Тадж-Махал предложит Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. В спектакле «Стражи Тадж-Махала» режиссер Алексей Золотовицкий обратился к индийскому средневековому мифу о создании великолепной мечети в версии современного драматурга Раджива Джозефа. На страже строящегося дворца стоят два друга детства – сирота из трущоб и сын военачальника. В их смешных и абсурдных разговорах раскрывается глубокий и противоречивый мир, полный сомнений, страхов и прекрасных фантазий о будущем.

ЯПОНСКАЯ ЧАЩА С ЯКУТСКИМ КОЛОРИТОМ

Рассказ японского писателя Рюноскэ Акутагава «В чаще» стал источником вдохновения для Сергея Потапова, автора более сотни спектаклей, поставленных в разных театрах России и мира. Петербургские зрители знают его по спектаклям в Театре-фестивале «Балтийский дом» – «Тарас» и «Укрощение строптивой». В фестивальные дни зрителей ждет новая работа режиссера в Государственном театре коренных малочисленных народов Севера  (Якутск, Якутия). Постановку отличает национальный якутский колорит: место действия перенесено в края, где исконно обитают чукчи.

СПЕКТАКЛЬ-РЕКВИЕМ И ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ТЕАТРА МИКС-ПОСТАНОВКА

«Взгляд на Восток» поможет осмыслить особый этнический колорит национальных театров республик России. Национальный драматический театр им. Б. Басангова (Элиста, Калмыкия) представит постановку заслуженного деятеля искусств России и Республики Калмыкия Бориса Манджиева «Араш». Это спектакль-реквием, в котором через историю одной простой семьи показана судьба всего народа. На сцене наряду с реальными историческими деятелями двадцатого века живут герои калмыцкого эпоса.

Первую в истории постановку – языковой микс на бурятском, русском и монгольском языках привозит на фестиваль Государственный бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева (Улан-Удэ). Это спектакль Олега Юмова «Лес/Ой» в двух частях: «Лес. Начало/Ой» и «Лес. Продолжение/Ой. Тугэсхэл». Хрестоматийная пьеса А.Н. Островского «Лес» в год его юбилея обрела совершенно новое звучание.

СПЕКТАКЛЬ-РАЗМЫШЛЕНИЕ И МОНЯ-ЗНАМЕНОСЕЦ

В фестивальной программе важное место занимает размышление о ценности человеческой жизни, о судьбах людей, попавших в водоворот истории. Спектакль «Пачупки» Евгения Корняга (Республиканский театр белорусской драматургии, Минск) рассказывает о рождении человека. «Пачупки» написаны режиссером совместно с Катей Аверковой. Имя Евгения Корняга уже знакомо российской публике: «Пачупки» – финальный спектакль трилогии, вторую часть которого – «Шлюб з ветрам» – зрители тепло приняли на фестивале в 2021 году. Петербуржцам снова предстоит настоящее погружение в белорусскую культуру и песенный фольклор.

Повесть израильского писателя, уроженца Белоруссии Эфраима Севелы вдохновила Олега Липовецкого на спектакль «Моня Цацкес – знаменосец» (Московский еврейский театр «Шалом»). Постановка рассказывает о становлении человека и умении жить вопреки любым обстоятельствам. Четыре года войны описаны глазами смелого и одновременно ироничного молодого человека, который страстно хотел жить. Спектакль создан в интересном современном жанре – на стыке «площадного театра» и «сторителлинга» – и разрушает границы и условность театрального искусства.

«ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»

В рамках фестиваля всегда находится место программе «Взгляд в будущее», которая знакомит со спектаклями ведущих театральных вузов России. В этом году на сцену Балтийского дома выйдут студенты ГИТИСа, ВГИКа и РГИСИ.

Мастерская Александра Бармака (факультет музыкального театра ГИТИСа) покажет спектакль «Хлопотун, или Дело мастера боится» – музыкальный водевиль А.А. Алябьева и А.Н. Верстовского по одноименной пьесе Александра Писарева.

Мастерская Владимира Фокина (актерский факультет ВГИКа) привозит спектакль «Васса Железнова» по пьесе М. Горького.

Выпускной китайский курс Амелы Вученович (факультет театра кукол РГИСИ) представит спектакль «Влюбленные бабочки» по мотивам китайской легенды. Кроме того, китайский курс РГИСИ под руководством Натальи Колотовой покажет отдельную концертную программу, в которую  войдут фрагменты традиционной Пекинской оперы и русские народные песни.

Дополнительная программа фестиваля предлагает круглый стол, творческие вечера и мастер-классы. Основам движения и древнему боевому искусству Каларипаятту «Источник перформативной энергии» обучат студентов творческих вузов артисты Театральной лаборатории «Адишакхти». Преподаватели Тегеранского университета покажут, как перевести старинный эпос на современный театральный язык – на примере известнейшего древнерусского памятника письменности – «Слова о полку Игореве».