МОЛОДЕЖНЕЕ НЕ БЫВАЕТ…

Уже через год, в сентябре 2024 года исполнится 30 лет с того момента как Молодежный театр на Фонтанке стал учебной базой для актерско-режиссерской мастерской Н.А. России Семена Спивака. И каждый новый студенческий курс оставляет в репертуаре театра свой дипломный спектакль. Вот и пятые «Спиваки» скоро представят городу премьеру – спектакль «Прощание в июне» по пьесе Александра Вампилова.

Молодежный – театр необычный. Причин утверждать это существует множество. Во-первых, это единственный театр, имеющий свой собственный сад, на протяжении века с хвостиком являющийся сугубо театральной территорией. Во-вторых, новое здание Молодежного, его гордость и краса, чуть больше десяти лет назад стало пионером строительства театральных зданий в современном Петербурге. Зал «новой» сцены театра одновременно является своеобразным музеем российской инженерной мысли: в нем сохранены передовые для XIX века конструктивные элементы – металлические фермы, выполняющие ныне декоративную функцию. Это изобретение юбиляра нынешней осени, инженера и архитектора Владимира Шухова (1853–1939), было применено в 1899 году при строительстве самого первого в Измайловском саду театра, основанного антрепренером Петром Тумпаковым. В-третьих, «старая» сцена театра с 1980 года и до сих пор работает в здании, которое сначала, в первые годы ХХ столетия, было… рестораном, а затем, в 1960-е – … катком. Но главной особенностью Молодежного является отнюдь не его материальное и историческое наследие, а сама атмосфера этого театра. Ее создают не только авторское творческое начало художественного руководителя Семена Спивака и весь коллектив театра. Атмосферу эту на протяжении тридцати с лишним лет так же поддерживают и оберегают особые, думающие, тонко чувствующие, глубокие зрители, раз и навсегда выбравшие театр в Измайловском саду. Каждый вечер они приходят сюда смеяться и плакать, переживать, беспокоиться и радоваться за героев спектаклей Молодежного, за артистов, работы которых они высоко ценят и знают назубок, за самого режиссера, чьи идеи успешно воплощаются в жизнь на обеих сценах театра.

Те, кто приходят на спектакли Молодежного, не умалчивают о переполняющих их чувствах и обычно щедро делятся ими на страницах театра в социальных сетях. Вот лишь некоторые из отзывов.

«Великолепная игра актеров!!! Получили огромное удовольствие!!! Браво, браво!!!!!» («Васса (Мать)», 9 июня 2023)

«Спасибо за бурю чувств, за слезы на щеках, за напоминание ЦЕНИТЬ НАСТОЯЩЕЕ в его текущих моментах!!!» («Наш городок», 13 августа 2023)

«Удивительная игра актеров, теплая атмосфера и море эмоций! Ощущение, будто пережила эту маленькую историю вместе с персонажами...» («Касатка. Новый полет», 29 мая 2023)

«Я не знаю, ребята, как вы это делаете... но к вам хочется приходить все чаще, а уходить все реже... Семен Яковлевич, вы – Космос. Создать такую Семью – это суперспособность». («Метро», 25 мая 2023)

«Театральная семья» – это точно про Молодежный. Больше половины труппы составляют ученики Спивака, окончившие его актерско-режиссерскую мастерскую. И каждый новый ее выпуск добавляет театру молодой энергии, пополняет коллектив единомышленников, воспитанных одним Мастером. Начиная с первых лет обучения студенты вводятся в репертуарные спектакли, созданные их Учителем, выходят на сцену рядом сопытными артистами, постигая науку актерской профессии на практике. Начинающие не просто учатся в театре, являющемся учебной базой, они живут и растут в реальном, живом творческом процессе, впитывая традиции и обычаи, вдыхая атмосферу ежедневного созидания.

В сентябре 1994 года на первый курс мастерской Спивака в Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства (ныне РГИСИ) были зачислены первые студенты, среди которых Регина Щукина, Анна Геллер, Алексей Одинг, Людмила Бояринова, Светлана Строгова, Александр Куликов, работающие в театре по сей день. «Первачи», включая Романа Агеева, пополнили репертуар своим дипломным спектаклем «Крики из Одессы» (по произведениям И. Бабеля), до сих пор пользующимся невероятным интересом зрителей.

Набор 2004 года подарил Молодежному Сергея Яценюка, Константина Дунаевского, Юрия Сташина, Наталию Третьякову, Сергея Малахова, Александра Рыбакова, Егора Кутенкова. С ними «пришли» в афиши Молодежного постановки «Метро» (по киносценарию Николаса Баера) и «Жестокие игры» (по пьесе Алексея Арбузова).

В 2009 году начали пробовать свои силы в спектаклях театра уже следующие «спиваки»: Алиса Варова, Андрей Зарубин, Анастасия Тюнина, Андрей Некрасов, Ксения Ирхина, Николай Иванов, Сергей Барабаш, Людмила Пастернак, Наталья Мызникова, Ярослав Соколов, Алиса Иванова. Их «фирменным» спектаклем стал «Идиот. 2012», основанный на знаменитом романе Федора Достоевского.

Четвертое поколение мастерской – это известные и горячо любимые зрителями «Обыкновенные чудики»: Дарья и Мария Вершинины, Павел Вересов, Владислав Бургард, Василина Кириллова, Ефим Чайка, Дмитрий Бауман, Евгения Лыкова, Станислав Горелов, Гарий Князев, Александр Тихановский. «Игра в Шекспира. Гамлет» – еще одна постановка, созданная в театре за время обучения этого курса.

Теперь на подходе очередные, пятые «спиваки» – самый многочисленный и самый непростой курс мастерской: на время их учебы пришлась злополучная пандемия. Но они уже входят, врастают потихоньку в репертуарные спектакли театра. Нынешней осенью петербургские зрители увидят в исполнении учащихся на четвертом курсе воспитанников Спивака спектакль «Прощание в июне», поставленный Семеном Яковлевичем по пьесе Александра Вампилова. О чем он? О людях, конечно. О молодых, мучимых проблемами взаимопонимания, познания самих себя и проблемами взросления, которые «накрывают» в свой срок – независимо от эпохи и географии. Еще – о давно ушедшем времени, наполненном другими песнями, нарядами и идеями. Его романтический дух до сих пор преследует социум, требует изучения его достоинств и недостатков, сверки собственных мыслей и ощущений с мыслями и ощущениями тогдашних героев. Подготовка премьеры сейчас в самом разгаре. И театр надеется, что «спиваки» опять не подведут. В хорошей семье подводить не принято.

+Екатерина Омецинская