LOOKBOOK. ИДА РУБИНШТЕЙН
В сегодняшней еженедельной рубрике Ида Рубинштейн - истинная загадка театрально-художественной жизни России и Европы первой половины XX века.
Сценическую карьеру Ида начала в 1904 году под псевдонимом Лидия Львовская в спектакле «Антигона». Оформление спектакля было выполнено Львом Бакстом. Хотя этот спектакль был показан всего один раз, именно он заложил начало долгой совместной работы с художником. Критики отметили «ученическую» игру актрисы и её недостаточно выразительный голос.
В 1907 году Ида поступила на драматические курсы при Императорском Малом театре и закончила их в 1907 году. В 1907-1908 годах она также брала частные уроки танца у Михаила Фокина.
В 1909-1911 годах Ида танцевала в «Русском балете» Сергея Дягилева. Её дебют состоялся 2 июня 1909 года на сцене театра «Шатле» в Париже в балете Михаила Фокина «Клеопатра», где она выступила наряду с Анной Павловой, Вацлавом Нижинским и Тамарой Карсавиной. В 1910 году она также участвовала в премьере балета Фокина «Шахерезада» вместе с Вацлавом Нижинским. Роли Клеопатры и Зобеиды были лучшими в её карьере, и критика отмечала необычайную пластику и жестикуляцию танцовщицы.
В 1911 году, после расставания с Дягилевым, Ида создала собственную труппу. Её первая постановка - драма «Мученичество Святого Себастьяна» (д'Аннунцио и Дебюсси, 1911) - не имела успеха у публики и критики.
10 июня 1912 года в театре Шатле состоялась новая премьера труппы – драма «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда на музыку А. Глазунова в постановке А. Санина. В этом спектакле Ида Рубинштейн вновь исполняла танец Саломеи, созданный для неё М. Фокиным. В 1912 году труппой была поставлена драма «Елена Спартанская», оформленная Л. Бакстом, где Ида Рубинштейн исполняла главную роль.
На восьмом из Русских сезонов в 1913 году в театре Шатле в Париже Всеволод Мейерхольд поставил спектакль «Пизанелла, или Душистая смерть» д'Аннунцио, где Ида Рубинштейн исполняла роль куртизанки Пизанеллы. Спектакль, оформленный Бакстом, считался "самым стильным зрелищем, созданным труппой. «Безумная роскошь» этого спектакля, стоившего 450 тысяч франков, могла показаться раздражающей и чрезмерной, но в целом пышная и пряная «Пизанелла» от начала до конца была выдержана в эстетике модерна. Д’Аннунцио исправил «ошибки» «Себастьяна» и приспособил пьесу о святой блуднице к индивидуальности Рубинштейн. Пизанелла мало говорила и часто застывала в скорбных позах, зато другие персонажи в длинных монологах бесконечно восхваляли её красоту.
В 1928 году Бронислава Нижинская собрала для постановки И. Рубинштейн (в партнёрстве с А. Вильзаком) интернациональную балетную труппу, в которую входили балетмейстеры Л. Мясин, М. Фокин, К. Йосс, художник А. Бенуа. Составляющие труппы сочинили специально заказанные произведения, такие как «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, «Амфион», «Семирамида» и другие. Ида Рубинштейн принимала участие в балетных постановках этой труппы. В 1933 году М. Фокин поставил «Семирамиду» Онеггера, рассчитанную на декламацию Рубинштейн.
Труппа просуществовала до сезона 1938 года и закрылась из-за надвигающейся войны. В последний раз Рубинштейн вышла на сцену в 1938 году в оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре».
К сожалению, большинство научных работ и исследований биографии Иды Рубинштейн на русском языке были опубликованы в специализированных сборниках и не дошли до широкого круга читателей, а вот книга Виктора Борзенко стала первой монографией, которая включила в себя потрясающие архивные изыскания и кропотливую работу над немногими сохранившимися архивами писем Иды.
Эта книга адресована читателям, интересующимся культурой и театральным искусством России и Европы первой половины XX века.