«ФРАНКЕНШТЕЙН». ЛАБОРАТОРИЯ СПЕКТАКЛЯ

Театр музыкальной комедии 6 октября представляет премьеру мюзикла Романа Игнатьева «Франкенштейн». Постановку осуществит Алексей Франдетти – режиссер, на счету которого множество спектаклей в театрах по всей стране, а в портфолио – главные профессиональные награды – три премии «Золотая маска».

Отличительная особенность всех без исключения спектаклей Франдетти – эффектное и атмосферное художественно-пластическое решение, когда постановку можно «резать» на стоп-кадры, каждый из которых – готовая картинка в рамке. Для работы над «Франкенштейном» с подачи режиссера собралась крепкая команда профессионалов, в руках которых – львиная доля этого «создания». С Театром музыкальной комедии почти все они работают впервые. А у нас есть возможность не только познакомиться с ними поближе, но и приоткрыть некоторые секреты будущего спектакля.

Анастасия Пугашкина, художник-постановщик «Франкенштейна»

Ученица Д. Крымова (РАТИ-ГИТИС), автор более двадцати пространственно-художественных решений в театрах Москвы и Петербурга, художник по костюмам нескольких кинофильмов и телепроектов, а также рекламных и статусных мероприятий. С Алексеем Франдетти выпустила такие громкие премьеры как «Кабаре» (Театр Глобус) «Онегин» (Содружество актеров Таганки) и «Маяковский» (Ленком М. Захарова).

«Размышляя над проектом, мы с режиссером решили перенести действие в 1970-е годы. На то есть много причин. В первую очередь, нам важно было лаконичное минималистичное пространство, в духе идеологии баухаус, в котором всё внимание концентрировалось бы на человеке. Такое пространство очень необычно для жанра мюзикла – в других случаях мы стараемся заполнить всю сцену конструкциями, реквизитом и т.д.

Кроме того, в 1970-е у дизайнеров и архитекторов проявился активный интерес к трансформации окружающего человека пространства, вариативности привычной жилой среды. И это стало основной идеей нашей декорации: павильон, превращающийся в любую локацию, трансформирующаяся мебель. В зависимости от сцены предмет может быть могильной плитой, лавкой, кроватью или качелями. На планшете всё не то, чем кажется, – этакие «перевертыши».

Уверена, много предположений у зрителей сейчас есть насчет образа Франкенштейна: несомненно, это одна из значительных фигур истории. Для меня Существо – романтический герой. Поэтому в его костюме мы постарались соединить максимальную реалистичность тела, подвергнутого сложным медицинским операциям, и его стремление к красоте. У Существа есть сердце, он любит. Его внутренняя жизнь важна для нас.

Что касается костюмов всех остальных персонажей, то для нас было важно сыграть на контрасте – спектакль решен преимущественно в приглушенных оттенках (сепия, серый). Но когда герой погружается в воспоминания о своем счастливом прошлом, картинка меняется: появляется цвет, особая фактура, 1970-е предстают во всей красе – в цвете, фасонах, гриме, прическах. И, конечно, – это подарок для художника: такие цвета, фактуры (лак, нейлон) и фасоны не встретишь одновременно ни в какой другой эпохе.

Пространственно-художественное решение мы придумали одновременно с хореографом и художниками по видео и свету. Конечно, главный идеолог спектакля – режиссер. Его идея рассказать эту историю через суд сразу задала и композиционное, и художественное, и пластическое выражение будущему спектаклю. И каждый из художников, работающий на общий замысел, внес свою составляющую в единое решение.

Так, очень важный рассказчик – видеохудожник. Его задача не только обозначить место действия – хотя узнаваемые образы Австрии (где разворачивается суд и находится родовой дом Франкенштейнов) и Берлина (куда герой уезжает учиться) зрители увидят. Но есть сцены, когда от видео зависит хореографическое мизансценирование: артист идет вместе с картинкой, и это единое движение, напрямую связанное с музыкой и сюжетом. А свет у нас изначально встроен в декорацию: световой потолок над планшетом тоже трансформируемый и будет работать на общий замысел по заранее выстроенной партитуре».

Татьяна Величкина, художник по гриму

Креативный визажист, специалист по спецэффектам, 3D makeup и бутафории. Многократный призер и чемпион международных чемпионатов по бодиарту и макияжу. В качестве художника по гриму приняла участие в таких постановках как «Чудо Юдо», «Дорогой Мистер Смит», «Алиса и Страна чудес», «Маугли» и других.

«Задача, поставленная режиссером и художником-постановщиком в работе над образами, обусловлена историческим контекстом: действие разворачивается в начале 1970-х. Этой эпохе должны соответствовать макияж, прически, грим всех героев.

Центральный образ Существа в моей практике пока самый сложный, потому что это грим всего тела в соединении с костюмом. Подобные образы я создавала в других проектах на других площадках, но это был формат фото и видеосессии и небольшого дефиле, а в спектакле артист должен постоянно двигаться и взаимодействовать с партнерами... Прежде чем приступить к разработке этого грима, пришлось, конечно, перечитать книгу, просмотреть огромное количество различных материалов и изучить все ранее созданные облики Существа. В итоге появился эскиз, который и был утвержден режиссером и художником.

Если говорить о визуальном решении, то мы создаем подобие изрезанного тела, с определенной текстурой кожи – шрамы, фактура... Один из основных материалов – силикон. Но он достаточно тяжелый, поэтому стараемся его количество минимизировать и используем другие средства, принятые, прежде всего, в кинопроизводстве. Большая часть пластических элементов пришивается к костюму-основе, доклеивается и укрепляется. Технологически процедура довольно сложная. Мы делаем это командой, в несколько пар рук. И здорово, что в театре есть отличный специалист по пластическому гриму, на которого, конечно, ложится большая нагрузка, чем на остальных.

Но создать сложный образ не сложно. А вот его жизнеспособность в процессе проката спектакля можно подтвердить и проверить только практикой – как быстро научатся гримеры и костюмеры с ним взаимодействовать, как скоро адаптируется к нему исполнитель…»

Светлана Хоружина, танцовщица, хореограф и педагог

Стипендиат Джазового института IFPRO в Париже, выпускница Steps on Broadway Conservatory в Нью-Йорке. В качестве хореографа приняла участие в выпуске таких проектов как CABARET, «Обыкновенное чудо», «Маугли» в Санкт-Петербурге, приглашенный хореограф в шоу-пространстве «Ленинград Центр». Хореограф проекта «Большой мюзикл», член жюри шоу «Большие и маленькие» (ТК Культура).

«Всегда, когда ставлю хореографию для мюзикла, стараюсь сделать ее эффективным инструментом для того, чтобы расширить палитру зрительского восприятия и сообщить зрителю дополнительные детали истории, которые могут быть не «зашиты» в текст пьесы или музыкальных номеров. Так вот, «Франкенштейн» не стал исключением. Хореография в этом спектакле не украшение, но полноценный язык, на котором мы говорим со зрителем. Ансамбль «Франкенштейна» (а балет в спектакле не задействован) состоит из артистов, очень органично существующих в заданных условиях. Концептуальность этой работы не нуждается в отдельных эффектных хореографических дивертисментах, поэтому хореография органично вплетена в ткань повествования и уместно размещена в музыке и нашем минималистичном сценическом пространстве.

1970-е годы в Европе – наш стилистический контекст – натолкнули меня на мысли о танц-театре Пины Бауш, немецкого хореографа-реформатора, творившей как раз в ту эпоху, так что оттуда почерпнуто много идей и вдохновения. Также не обошлось без щепотки фанка, модного в те годы в Америке. Использовать хореографию как примету времени – искушение, перед которым сложно устоять! И да, конечно, особенное решение для центрального персонажа – создания Франкенштейна, у нас есть, и оно напрямую связано с тем, что так будоражило умы современников Мэри Шелли! Не буду раскрывать все карты. Также, безусловно, очень многое шло от наших великолепных артистов. С точки зрения пластической текстуры – это роль мечты, и они используют эту возможность раскрыться полностью».

Илья Старилов, видеохудожник, иллюстратор, режиссер

Выпускник петербургского Института телевидения, бизнеса и дизайна более 10 лет посвятил работе на телевидении. С 2012 года начал сотрудничество с театральными практиками – Русским инженерным театром «АХЕ», Борисом Юханановым и Дмитрием Курляндским, Максимом Диденко, приняв участие в создании около двадцати спектаклей на стационарных сценах и фестивалях в России и Европе. Художник видеомэппинга для показов модного дома Cartier.

«Стилистически видеоряд «Франкенштейна» напомнит зрителям черно-белые комиксы в стиле Нуар. Меня вдохновляли на работу над этим проектом произведения Берни Райтсона и культовый фильм «Город грехов». Для создания видео и переходов между сценами использую нейросеть и композинг, а также 3D технологии. Видеоряд будет погружать зрителя в разные локации и передавать атмосферу произведения – экраны превратятся в комнаты, оконные проемы, в которых отразятся пейзажи. Все мои решения согласованы с общим решением художника-постановщика так, чтобы действие на сцене было постоянно завязано на окружении, размещенном на экранах. А сами экраны раскрывают пространство сцены далеко за ее пределы. При этом мы работаем в единой черно-белой цветовой гамме, к которой изредка добавляется красный цвет».

+Дина Калинина