ВАЛЕНТИНА КОСОБУЦКАЯ. ЛЕДИ ЭКЗАЛЬТАЖ

Валентина Кособуцкая, з.а. РФ (2002)

Есть мнение, что только очень красивая и умная женщина может позволить себе на публике быть смешной, нелепой, носить странные наряды, а при необходимости даже переодеться мужчиной, не теряя ни своего очарования, ни восхищения окружающих.

История мировой цивилизации свидетельствует, что это правда, если учтено одно обстоятельство: эта прекрасная дама – актриса. Личное уточнение: очень хорошая актриса. В идеале – профессионал.

Героиня нашего творческого исследования именно такая: Валентина Кособуцкая – актриса театра и кино, солистка Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, заслуженная артистка России.

Ее маршрут к профессиональной сцене строился, как водится, от семейных концертов и школьного музыкального кружка, где ей впервые пришлось исполнять настоящий канкан, прямиком на Моховую, в знаменитый ЛГИТМиК.

Мастером ее курса был легендарный театральный педагог Леонид Федорович Макарьев, выпускниками которого в разные годы были Сергей Юрский, Ольга Волкова, Дмитрий Барков, Михаил Боярский, Елена Драпеко и многие другие.

Эрудит и интеллектуал, человек широчайшего круга общения, в который входили как люди культуры, так и физиологи, психологи и многие другие специалисты, Макарьев безошибочно разглядел в тоненькой высокой абитуриентке яркую индивидуальность, аналитический ум и вкус к характерности.

К слову, таких студентов на этом курсе было как минимум, двое: кроме Валентины Кособуцкой – Евгений Тиличеев, ставший ее коллегой на сцене Театра музыкальной комедии и многолетним партнером во многих проектах, театральных и не только.

Еще студенткой Кособуцкую заметил и пригласил в труппу музкомедии режиссер Владимир Воробьев. Это предложение актриса приняла в 1973 году, как только у него в театре появилась штатная вакансия.

В его спектакле «Как сделать карьеру», а также в музыкальном кинофильме «Труффальдино из Бергамо» Валентина Кособуцкая исполнила свои первые яркие роли.

В характерной роли Розмэри из американского мюзикла проявились безусловное ощущение стиля и времени актрисы. А ее травестийные способности быть то нежной лукавой Беатриче, то самоуверенным кавалером Распони раскрылись в комедии Гольдони.

В целом, все, сыгранное артисткой на сцене до начала 1990-х, можно охарактеризовать коротко: ярко, но мало. Тетя Полли из детского мюзикла «Приключения Тома Сойера», казачка Дуняша в «Бабьем бунте», Старуха в «Прощай, Арбат!», гусыня Акка из «Путешествия Нильса с дикими гусями», Розита в лирической комедии «Дон Жуан в Севилье» – все эти и многие другие героини Валентины Кособуцкой не состояли в системе координат классического театра оперетты, оперирующего жесткой логикой амплуа.

Быть может, в этом и был успех актрисы – в особом материале и еще более особом режиссерском методе, в которые «ныряли» артисты «воробьевского» театра, приходя, как Валентина Кособуцкая, с драматической школой, но обладая при этом уникальными вокальными возможностями. Ведь тембр голоса артиста, если это Голос, узнаешь и с закрытыми глазами.

А голос Валентины Кособуцкой несколько поколений зрителей знает с самого детства благодаря сверх-популярным киносказкам с ее участием («Новогодние приключения Маши и Вити», «Веселое сновидение, или Смех и слезы»), театральному телесериалу «Сказка за сказкой» ленинградского телевидения и многочисленным новогодним представлениям, в которых она играла в дуэте с Евгением Тиличеевым-Дедом Морозом.

Сказать, что Кособуцкая стала самой популярной театральной Бабой-Ягой 1980-х – не сказать ничего. До сих пор образ, созданный актрисой в «Новогодних приключениях Маши и Вити», считается одним из самых ярких и запоминающихся. Неслучайно он в исполнении актрисы вошел в сценарий многочисленных новогодних «елок», для каждой из которых, кстати, как рассказывала сама Валентина Григорьевна, сочинялся новый текст.

Поиск характерного грима, точного жеста, подбор костюма, интонаций и пластики – то, из чего складывается сценический образ, – наука под стать работе скульптора. Прибавьте к этому индивидуальный культурный бэкграунд, умение проанализировать персонаж, выстроив линию развития характера – и вы получите слагаемые профессионального успеха артиста. Высший уровень – способность к самоиронии, талант к яркому акценту в ансамбле без принудительного «перетягивания одеяла» зрительского внимания на себя.

В каждой роли, созданной Валентиной Григорьевной на сцене в 2000-е годы, эти приметы профессионального мастерства очевидны. Ее героини, далеко не первого плана, появляясь, сверкают как бриллианты в луче софита, оставаясь в памяти зрителей одна – жестом, другая – комическим танцем, третья – эпатажным костюмом. Робкая Кристина из оперетты «Баронесса Лили», светская львица Болочкова из мюзикла «Голливудская дива», дама-экзальтаж в музыкальной мистерии «Белый.Петербург» – лишь некоторые из них.

И, несмотря на то, что за 50-летнюю службу в Театре музыкальной комедии этих ролей было более шестидесяти, свою давно заслуженную главную роль Валентина Григорьевна еще ждет. При этом за пределами родного театра ей также удалось многое: семь лет преподавательской деятельности в Консерватории, множество, пусть небольших, но запоминающихся ролей в театральных и кино-проектах, работа в качестве эксперта Национальной театральной премии «Золотая маска»…

В одном из немногочисленных интервью актриса сказала однажды: «К своему возрасту надо приближаться достойно». Ее слова с делом не расходятся. Профессиональные награды и любовь зрителей – тому подтверждение.

+Дина Калинина

22 октября Валентина Кособуцкая выйдет на сцену Театра музыкальной комедии в роли миссис Пирс в спектакле «Моя прекрасная леди» Фредерика Лоу.

В 2007 г. за роль Кристины в оперетте Е. Хуски «Баронесса Лили» удостоена Российской национальной театральной Премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле».

В 2009 г. награждена Орденом Дружбы.

В 2015 г. за роль Леди Болочковой в музыкальной комедии «Голливудская дива» удостоена Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в оперетте и мюзикле».

В 2020 г. Указом Президента Российской Федерации награждена Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени: «За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

В 2022 г. получила специальный приз  в номинации «Культура и искусство» городского конкурса «Женщина года–2022».