РЕГИНА ЩУКИНА: «КАЖДЫЙ СПЕКТАКЛЬ Я КАК БУДТО ВСЁ НАЧИНАЮ СНАЧАЛА»

В октябре отмечает юбилей заслуженная артистка России Регина Щукина. Она, выпускница первого курса семена Спивака, с 1999 года служит в Молодежном театре на Фонтанке. Получив известность, войдя в число ведущих артистов театра, нередко играя рекордное количество спектаклей в сезон, Регина остается неутомимой труженицей, бесконечно влюбленной в профессию. Она из тех актрис, для которых искусство и труд не разделимы. Она постоянно пробует новое, каждый вечер появляясь перед зрителем в новом амплуа. Из каких же ролей в родном молодежном складывается ее творческий образ сегодня?..

Нехама в «Криках из Одессы» (С. Спивак)

Пьеса И. Бабеля стала дебютной для молодой выпускницы театрального института на Моховой. Первая роль – и сразу возрастная, роль Героини, верной и терпеливой Нехамы. Ее муж Мендель не способен смириться с тем, что лучшие годы остаются позади. А Нехама, благодаря своей сдержанности, терпению, способности нести на себе всю семью, должна стать для него совестью, примером смирения. Пьеса о закате жизни дала мощный творческий толчок карьере начинающей актрисы: «Крики из Одессы» не сходят со сцены уже двадцать пять лет.

Жанна Д’Арк в «Жаворонке» (С. Спивак, А. Дежонов)

Пьеса Жана Ануя – интеллектуальная драма о призвании человека, о предназначении. Жанна Д’Арк, сумевшая поднять Францию на борьбу с англичанами, платит суровую цену за право войти в историю…. Жанна – еще одна сильная женщина в репертуаре Регины Щукиной. В исполнении актрисы героическая дева, несмотря на свою решительность, сохраняет потребность в любви и защите, остается внутри маленькой девочкой, мечтающей и верящей в чудо.

Марфа Никитишна в «Оружии сердец» (Ю. Цуркану)

В сценической версии киносценария А. Платонова «Семья Иванова» Регина Щукина сыграла роль матери, ждущей с фронта сына, воплотив в этом образе скорбь и боль всех осиротевших матерей. Андрей Платонов написал о тех испытаниях, которым Великая Отечественная война подвергла душу каждого человека, каждую семью. Марфа Никитишна оказывается в эвакуации вместе с семьей сына, вдали от всего, к чему она привыкла и главное – вдали от родного Алеши. Простая, обычная женщина, погруженная в свою беду, великая тем, насколько тихо переживает свою боль от ухода сына на фронт, а потом и его кончину.

Марфа Никитишна не единственная мать в репертуаре Регины Щукиной. Зрители помнят купчиху Белугину в «Любовных кружевах» А. Островского и Н. Соловьева и мать Нели в «Жестоких играх» А. Арбузова. Разные пьесы, авторы, годы написания, характеры героинь. Но все матери Регины Щукиной сильны одним – любовью.

Кармела в спектакле «Любовь после жизни» (М. Мира)

Пьеса испанского драматурга Х.-С. Синистерры – история отношений простых и совсем не звездных актеров Кармелы и Паулино, которые вынуждены выступать перед пленными солдатами в захваченном городе. Они пытаются выжить в обстоятельствах, мало подходящих и для искусства, и для жизни. В живых остается только Паулино, и всё действие построено на воспоминаниях о его музе и второй половинке. Кармела Регины Щукиной – светлый, чистый образ любимой и любящей женщины, которая никогда не покинет растерянного и одинокого Паулино.

Тема женской любви в творчестве Регины Щукиной очень важна и многогранна. Ее Кашкина в спектакле «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе А. Вампилова готова отбить Шаманова у юной, наивной Валентины не вполне честно, но толкают ее на это усталость и бессилие от долгого одиночества.

Тамара в володинских «Пяти вечерах» трудно и долго пытается принять в свою жизнь Ильина, вернувшегося после длительной разлуки, но у Щукиной она из тех женщин, которые умеют любить всю жизнь – надо только лишь согреть, быть рядом, открыть душу.

Красавица Александра в «Фантазиях Фарятьева» по пьесе А. Соколовой буквально заставляет себя поддерживать  отношения с безумно влюбленным в нее Павликом Фарятьевым. Однако героиня Регины Щукиной не заносчива, не снисходительна – она глубоко несчастна. А Наташа в чеховских «Трех сестрах» наперекор всем прочим персонажам вполне довольна жизнью. Она по-мещански деловито обустраивает дом и семью и не понимает меланхолии сестер Прозоровых. В этой роли Регина Щукина играет совсем другую любовь – здоровую, открытую, деятельную, которая отчасти извиняет чересчур смелое вторжение Наташи в уклад семьи мужа.

Варвара Ивановна в спектакле «Касатка. Новый полет» (С. Спивак)

Легендарный спектакль театра по пьесе А. Толстого недавно вернулся в репертуар в обновленном актерском составе. Это все та же лирическая комедия, где любовь побеждает невзгоды, и под ветвями старой раскидистой яблони складываются счастливые судьбы двух влюбленных пар. Но в новой «Касатке» больше комического, чем в предыдущей. И немалая заслуга в этом Регины Щукиной, которая играет теперь в постановке в паре с Татьяной Григорьевой. Хозяйка имения Варвара Ивановна – обаятельная провинциальная чудачка, деятельная и вместе с тем забавная и чуть сентиментальная. Она отнюдь не «старый гриб», пустивший корни в глуши, она хранительница деревенского рая, излучающего покой и здоровье.

Характерная роль Варвары Ивановны не первая в таком роде у актрисы. Роль Коринкиной в постановке «Без вины виноватые» по пьесе А. Островского в полной мере раскрывает талант Щукиной в острохарактерных ролях. Закулисную интриганку, которая, не смущаясь, строит козни конкурентке, актриса играет здесь ярко и хлестко. Также как и сваху в гоголевской «Женитьбе», которая получилась у нее современной и модной. Она успевает жонглировать судьбами героев столь же ловко, как и менять модные наряды.

Регина Щукина на сцене – и клоунесса, и глубокая драматическая актриса. За время работы в Молодежном театре она сыграла около тридцати ролей, став одной из самых заметных актрис Петербурга.

По материалам пресс-службы Молодежного театра на Фонтанке