Антон Танонов, Леонид Резетдинов и Борис Березовский — о «Петербургских дождях» и новой музыке сегодня

В Санкт-Петербурге со 2 по 17 октября проходит первый фестиваль современной музыки «Петербургские дожди». Событие, объединяющее все существующие направления и стили новой академической музыки, рождает размышления и дискуссии: о её значении, о преемственности поколений и о месте композитора сегодня. Президент Филармонического общества Санкт-Петербурга Борис Березовский, композиторы Антон Танонов и Леонид Резетдинов поделились своими взглядами на волнующие вопросы современного музыкального искусства.

Антон Танонов, художественный руководитель фестиваля, председатель Союза композиторов Санкт-Петербурга

Будучи председателем Союза композиторов Санкт-Петербурга, в чем Вы видите Ваши задачи на сегодняшний день?

Моя главная задача — приблизить музыку петербургских композиторов к слушателям, придумать новые форматы коммуникации между ними. Стилей и направлений в современной музыке — бесчисленное множество. Поэтому важно выделить основные направления, сделать на них акценты, проанализировать, как реагирует на них слушатель, и в дальнейшем более их интенсивно развивать.

И конечно, очень важная задача — возродить сообщество композиторов. Сама профессия предполагает одиночное плавание, самостоятельную работу. Когда композиторы начинают активно общаться, очень часто вместо нового произведения рождается череда всевозможных интриг, расследований, историй. А на самом деле композиторы могут очень здорово взаимодействовать, поддерживать друг друга. Дли этого нужно выйти из такой «тусовочной» системы взаимоотношений, когда композиторы кучкуются вокруг одной стилистики, направления. Выйти на другой уровень, когда коллег поддерживают по цеховому признаку профессии, преданности ей, заслуг перед ней. Тогда и поддержка у слушателей будет более взвешенная и действенная. Очень часто разбросанность по разным стилям и направлениям вместо того, чтобы добавить оригинальности и индивидуальности языку автора, наоборот, сужает его будущую аудиторию.

Почему современная музыка часто исполняется отдельно от музыки других эпох?

Я думаю, что современная музыка исполняется отдельно от других эпох, потому что это вопрос формата. К сожалению, формат существует не только на радиостанциях, но и в концертных залах, филармонических программах. И очень часто современную музыку и, допустим, барочную музыку разделяют. А мне кажется, наоборот, нужно делать смешанные программы. И, сохраняя драматургию концерта, сопоставлять произведения двадцать первого века с произведениями великих композиторов прошлого. Это сразу же и поднимет планку для ныне живущих авторов и, даст аудитории возможность посмотреть на музыку в перспективе. Мне кажется, современная академическая музыка незаслуженно обделена вниманием слушателей. Композиторы уже давным-давно пытаются развернуться в их сторону, но этот процесс пока происходит очень-очень медленно.

Как можно сделать современную музыку более понятной и интересной для широкой аудитории? И как эта цель реализуется в фестивале «Петербургские дожди»?

Я считаю, что лучший способ вовлечь широкую аудиторию в прослушивание современной музыки — это создание ярких концептуальных программ, объединенных одной актуальной идеей, и взаимодействие с инициативными продвинутыми исполнителями, у которых есть своя аудитория. Благодаря посредничеству музыкантов, исполнителей и просветителей, можно добиться расширения аудитории современной музыки.

Борис Березовский, президент Филармоническое общество Санкт-Петербурга, композитор, заслуженный деятель искусств РФ

Как и по каким направлениям Филармоническое общество Санкт-Петербурга осуществляет поддержку новой музыки?

С первых же лет своего возрождения Общество работало в теснейшем контакте с Союзом композиторов Санкт-Петербурга. Этому способствовало то, что Андрей Павлович Петров, в то время председатель Союза, был одновременно и президентом Общества, а я, будучи ответственным секретарем Общества, работал и в должности ответственного секретаря Союза.

Практически до кончины Андрея Петрова все фестивали «Петербургская музыкальная весна» и «Земля детей» организовывались и проводились Союзом совместно с Обществом. Также совместно проводились и фестивали, посвященные творчеству самого Петрова.

Кроме того, Общество содействовало исполнению ряда премьер петербургских композиторов, в частности Алексея Мыльникова и Анатолия Королева, самостоятельно проводило концерты, в которых исполнялись многие сочинения петербуржцев (Баснера, Тищенко и многих других), а также провело нескольких значимых концертов песни петербургских композиторов в БКЗ «Октябрьский» и Мюзик-Холле. Заслугой Общества можно считать и проведение нескольких концертных циклов и фестивалей, посвященных творчеству Слонимского.

Какие особенности фестиваля «Петербургские дожди» Вы бы выделили в первую очередь?

Во-первых, наполненность программ сочинениями только современных композиторов, прежде всего петербургских. Во-вторых, уход, возможно временный, от филармонических концертных залов, стоимость аренды которых съедала большую часть бюджета фестиваля. В-третьих, возрождение забытой традиции проведения песенных концертов, что можно отнести к важнейшей особенности фестиваля.

В Ваших сочинениях Вы преимущественно стремитесь сохранять опору на мелодизм. Почему важно сохранять мелодию в ХХI веке?

Мелодизм — одно из важнейших выразительных средств музыкального искусства, во многом определяющее дальнейшее бытование музыкального произведения. Мелодию в музыке можно условно сравнить с рифмой в русской поэзии, или с узнаваемостью натуры — портрета, живой природы или натюрморта — в изобразительном искусстве.

Сознательный уход от мелодизма, свойственный многим композиторам ХХ века, — путь тупиковый. Музыкальная ткань, стремящаяся передать различные эмоциональные состояния с помощью математических или иных умозрительных построений, являет собой лишь выразительный прием, не претендующий на отказ от мелодизма в принципе.

Глобальная задача каждого поколения композиторов — создание нового музыкального языка, включающего в себя и новые типы мелодики. История музыки ХХ века свидетельствует о том, что такие современники, как Рахманинов, Скрябин, Шостакович и Прокофьев, сумели создать свой собственный музыкальный язык, ни в коей мере не исключающий мелодизм, а напротив, предлагающий новый, неведомый ранее принцип мелодических построений.

На мой взгляд, беда кроется в кардинальных недостатках композиторского образования. Все-таки, главное для будущего композитора — не способность быстро написать трехголосный диктант или бегло сыграть банальные цифровки и модуляции, а способность выразить свою музыкальную идею, в первую очередь, посредством нетривиальной мелодии и гармонии.

Ну, и конечно, будущий композитор просто обязан знать не только творчество композиторов-академистов, но и творчество лучших авторов оперетт, мюзиклов, киномузыки и джазовых композиций, не говоря уже о творчестве лучших композиторов-песенников всего мира. До тех пор, пока композиторское образование не будет насыщено тщательным изучением этих жанров, мы получим, как, впрочем, и получаем сегодня, сонм музыкантов-профессионалов, владеющих различными композиторскими технологиями и именующих себя композиторами, но являющимися, по сути, лишь эпигонами ушедших академических гигантов.

Мне представляется, что консерваторское специальное композиторское образование, как, впрочем, и образование дирижеров-симфонистов, должно быть, как минимум, вторым. И получать его должны единицы, на практике доказавшие свое призвание. А практика эта вполне может быть организована в виде факультативных занятий на всех, простите за тавтологию, факультетах ВУЗа.

Замечаете ли Вы преемственность между творчеством классиков ХХ века и молодых авторов? Как это проявляется?

К сожалению, преемственности не замечаю, если под преемственностью понимать творческое развитие. Да и является ли преемственность важным фактором? Ведь в определенной мере, преемственность — это синоним эпигонства.

В музыке же молодых композиторов я замечаю лишь подражание творчеству Шостаковича, Прокофьева и Стравинского, а из новых классиков — творчеству Тищенко и Слонимского. Из петербургских композиторов, помимо вышеназванных, я бы выделил самобытность творчества Гаврилина, Кнайфеля и Десятникова, на мой взгляд, действительно творчески развивших достижения предшествующих мэтров.

Леонид Резетдинов, композитор, председатель Музыкального фонда Санкт-Петербурга, генеральный директор студии «РК Продакшн»

Как изменился Союз композиторов с момента начала Вашего творческого пути?

Я вступил в Союз композиторов в 1988 году, тогда это была мощная организация и в экономическом, и в творческом плане. Союз получал бюджетное финансирование из Москвы, из Союза композиторов России и Министерства культуры.

Тогда постоянно устраивались всесоюзные композиторские Пленумы с исполнением новинок симфонической, хоровой и камерной музыки. Постоянно работала закупочная комиссия Министерства культуры. Композиторы, работающие в разных жанрах, могли жить и творить на гонорары, выплачиваемые за их произведения. Мощно работал ВААП (Всесоюзное агентство авторских прав), сейчас это РАО (Российское авторское общество). Четко и слажено собирались отчисления за исполнение музыки композиторов, я уже не говорю о довольно мощной системе советской киноиндустрии и киномузыки: композиторы, пишущие для кино, были довольно состоятельные люди, впрочем, как и во всем мире… А главное, что наше государство постоянно поддерживало творческий потенциал музыкальной культуры, понимая, что музыка является одной из важнейших составляющих ни только пропаганды, но и культурного развития общества и человека.

И не зря в Ленинградской, потом уже Санкт-Петербургской композиторской организации блистали такие имена, как Сергей Слонимский, Борис Тищенко, Юрий Фалик, Валерий Гаврилин, Геннадий Банщиков, Люциан Пригожин, Георгий Фиртич, Андрей Петров, Владислав Успенский, Григорий Корчмар, Вениамин Баснер, Исаак Шварц, Александр Колкер, Сергей Баневич, Георгий Портнов, Вадим Биберган и многие другие. Эти имена до сих пор являются гордостью и знаменем Ленинградской — Питерской композиторской школы. 90-е годы сломали все устои, которые складывались десятилетиями, многие ломались, уходили из профессии, уезжали за границу…

Огромная заслуга тогда Председателя Союза композиторов Санкт-Петербурга — Андрея Павловича Петрова и его команды — Григория Корчмара, Владислава Успенского, Сергея Баневича и других, которые в сложнейших условиях, крайне ограниченного финансирования смогли сохранить организацию и музыкально-концертную жизнь Союза композиторов.

Тогда же было принято мудрое стратегическое решение руководства о юридическом разделении организаций Союза композиторов и Музыкального фонда Санкт-Петербурга в целях сохранения творческих и имущественных активов организации. Так, в отличие от других региональных композиторских организаций, в питерском Союзе композиторов были сохранены основные музыкальные фестивали — «Музыкальная весна», «Звуковые пути», «Земля детей». А Музфонд под руководством Александра Сергеевича Нестерова смог сохранить и даже преумножить имущественные активы — это и ДТК «Репино», и Комбинат производственных предприятий (Дом музыки) со своими студиями звукозаписи и типографией.

Замечаете ли Вы в творчестве молодых авторов преемственность от поколения Ваших учителей?

Время неумолимо движется вперед и диктует свои условия. Далеко вперед ушли технологии, в том числе и по созданию музыкальных произведений — осмысление формы, отношение к звуку, ощущение времени, прорывом в мире стало использование всемирной сети интернет.

Сейчас к руководству Союза композиторов Санкт-Петербурга пришла новая молодая команда во главе с Председателем Антоном Таноновым — это не только яркий самобытный композитор, уже на деле доказавший свое композиторское кредо, но и талантливый менеджер и продюсер, что в наших условиях крайне важно и необходимо (тут можно вспомнить многогранность таланта Андрея Петрова).

Огромной победой новой команды стало получение субсидии Комитета по культуре Санкт-Петербурга на проведение нового большого Фестиваля современной музыки «Петербургские дожди». Фестиваль, с одной стороны, является как бы преемником старейшей «Музыкальной весны», но, с другой, уже имеет свое яркое, неповторимое лицо. Концертные проекты фестиваля как магнит притягивают внимание публики. Например, «Заклятие солнца» и «Запечатленный ангел», «Планеты Земля» и «Питчинг-концерт» (чем не новый формат концертов), «Русская карусель» и «Золотые хиты» (эстрада, саундтреки, мюзиклы). Вот он — свежий взгляд на современные музыкальные течения, вот истинная преемственность поколений!..

Что Вы можете пожелать молодым композиторам, начинающим свой творческий путь?

Сейчас все больше развивается и набирает обороты государственная поддержка творчества и искусства — это и тендеры, и гранты, и всевозможные конкурсы. Большое внимание, конечно же, уделяется молодому поколению, и это абсолютно правильно. Хочется пожелать молодым композиторам не боятся новаторства, нарушать сложившиеся устои, дерзать, открывать новые высоты и глубины огромного космического пространства под названием Музыка.

Еще важно, обладая композиторской техникой и профессиональной школой, и зная, КАК писать, не забывать о главном — ЧТО И О ЧЕМ писать! Старайтесь иметь яркие и свежие идеи, мысли и, конечно, бурные эмоции, гармоничное сочетание этих начал. А еще терпение и труд могут дать большие результаты!

Беседовала Диана Аксиненко