Молодежный принимает коллег

Молодежные театры умеют дружить. Атмосфера содружества и сотворчества располагала к обмену лучшими проектами на юбилейном, Х Всероссийском семинаре по работе со зрителями. Его организует Российский государственный академический молодежный театр при поддержке Минкультуры России. В этом году  Санкт-Петербург стал местом силы, как называют сами участники площадку для обсуждения стратегий, проектов, проблем.

– Рада приветствовать  в  нашем театральном доме  коллег из самых разных уголков России. Принимать вас - это большая честь и ответственность. Спасибо РАМТ, что доверили нам стать партнерами, – торжественно открыла семинар Ольга Романецкая, директор Молодежного театра на Фонтанке. – В дружеском общении, в передаче информации и опыта мы сможем вместе развиваться, вместе думать над сложной задачей, как  сегодня привлечь молодёжь в театр. Когда мы учились, на лекциях звучало, что конкурент театра – пиццерия: семья идет в торговый центр за покупками, развлечениями и едой, а не в театр. А в условиях цифровизации мы соперничаем с гаджетами. У нас даже есть спектакль, который мы включили в программу для гостей  #Женитьба_net.  В нём точно подмечено, что молодым проще набрать фразу в мессенджере, чем поговорить с сидящим рядом. Что Молодежный театр придумывает, чтобы быть интересным зрителям, какие проекты стали популярными и конкурентоспособными, мы обязательно расскажем и будем рады узнать опыт других театров.

Петербуржцы первыми щедро делились успешными практиками. Про творческие коллаборации и выход за пределы театра, про анимированного Мольера и чат-бот, отвечающий фразами французского классика, про появление символа – Петербургского ангела, конкурс для молодых театральных фотографов и конкурс рецензий рассказала помощник руководителя Екатерина Омецинская.

– Я сразу своим отправила идеи, у нас уже образовался мост из Петербурга в Казань. Прекрасная история с ангелом, здорово придумали с конкурсом фотографий, мы именно сейчас ищем театрального фотографа, вот и подсказка пришла. – в перерыве общение продолжается, интересно услышать мнение  директора Казанского ТЮЗа Айгуль Горнышевой, одной из первых и самых опытных участников семинаров РАМТ. Казань принимала семинар на своей площадке в 2018 году, в этом году привезла интересный материал про совместные проекты театра и города. – Очень теплая, дружеская атмосфера, мы можем друг у друга что-то подсмотреть, что-то друг другу подсказать. Каждый раз открываю что-то новое, цепляющее. Организаторы восхищают. Алла Лисицына, режиссёр-педагог РАМТа даёт нам в помощь театральные игры, и мы сами превращаемся в детей и с удовольствием с ней играем. Координатор семинара, руководитель Экспериментального центра по работе со зрителями РАМТа Ольга Бигильдинская каждый раз удивляет новым форматом. Директору РАМТ Софье Апфельбаум не устаю говорить огромное спасибо за эту задумку собирать на одной площадке широкое профессиональное сообщество из числа тех, кто старается сделать  театр любимым, понятным, интересным, доступным детям, молодежи. Долгие годы жизни этому семинару,  а участникам желаю, чтобы они собрали все зерна. Пусть прорастают, а ростками мы и дальше будем делиться!

Идея собираться вместе и делиться лучшими практиками появилась как один из проектов президентской программы методической поддержки российских детских театров. Тогда РАМТ предложил собирать сотрудников педагогических отделов, центров по работе со зрителями. Программа оказалось востребованной не только у ТЮЗов, но и у драматических театров. Семинар прокатился по городам России, побывав в Перми и Новосибирске, Казани и Самаре, Санкт-Петербурге.

– У нас снова очень насыщенная программа. Я благодарю театр, который нас принял, благодарю всех, кто приехал на юбилейный семинар. Когда мы начинали 10 лет назад, у нас было 15 заявок. В этом году их уже так много, что мы хотим просить министерство расширить программу, чтобы никому не отказывать, чтобы сохранить момент объединения, – приветствовала участников Софья Апфельбаум, директор Российского академического государственного молодежного театра.

РАМТ привез собственные успешные практики, методические материалы и проанализировал проекты десятков театров, чтобы сверстать программу семинара.

– Это такая копилка идей! – делится впечатлением Татьяна Фарисей из  Донецкого республиканского молодежного академического театра. – К сожалению, мы второй год не играем для своего зрителя, идет только репетиционный процесс и гастроли. Но это время мы используем как аккумуляцию идей: вбираем опыт российских театров, чтобы адаптировать под себя, разработать свои проекты. Когда увидели методичку про театральный класс, узнали про РАМТ и эту площадку, этот семинар. Рада, что попали в это сумасшедшее течение, которое наполняет энергией. Сейчас мы переориентировались, меняем фокус и целевую аудиторию, из ТЮЗа – в молодежный театр. Очень хотим привлечь молодежь, чтобы театр не был для них архаикой, чтобы им было интересно, чтобы можно было почувствовать свою причастность к тому, что происходит. Семинар очень помогает, здесь очень много интересных вещей, особенно впечатлила рамтовская «Точка пересечения» с лекциями по психологии.

Впервые участвует в семинаре Татьяна Гильманова из Туапсинского ТЮЗа:

– Я непосредственно работаю со зрителем, мне интересно всё! Коллеги так щедро делятся своим опытом, знаниями, это колоссальная помощь и поддержка. Уже есть мысли, идеи, приеду и сразу обсудим с директором, главным режиссером. А ещё очень важно знакомиться, уже в первый день с несколькими городами договорились об обменных гастролях.

Проекты работы со зрителями представители театры из Царицына и Орла, Великого Новгорода и Новосибирска, Саратова и Красноярска, Краснодара и Пензы, Череповца и НижнегоТагила, Севастополя и Челябинска, Калининграда и Сургута, Казани и Петербурга.

О стратегиях коммуникации молодежного театра с партнерами готова рассказать  коллегам руководитель просветительских и эксклюзивных программ Самарского театра юного зрителя «СамАрт» Екатерина Аверьянова:

– Это невероятно полезный семинар, в котором участвуют все, кто ведет активную работу в профессиональном сообществе.  Важно находится в среде, в живом процессе, обменяться опытом, понимать, какие идут процессы, тренды. Мы выстраиваем зрительские проекты на разный возраст. Есть совсем маленькие зрители из начальной школы, есть средний возраст и взрослые. Ценно, что мы можем встретиться на этой площадке, обсудить не только новые проекты, но и проблемы.  РАМТ просто невероятные, они взяли на себя ответственность и стали локомотивом.

Юбилейный семинар подтвердил реноме не только площадки демонстрации профессиональных достижений, но и места силы, где вдохновляются и утверждаются во мнении, что молодежный театр – это живой, актуальный формат.

+Ирина Мохова