Театр отличного настроения
В этом театральном сезоне Санкт-Петербургский музыкально-драматический театр «Буфф» отмечает юбилей. В 1983 году, сорок лет назад, его основатель Исаак Романович Штокбант создал театр, в котором тесно переплелись искусство музыки и драмы. Но на самом деле история «Буффа» гораздо старше: так получилось, что современный театр «Буфф» наследовал более чем столетние традиции петербургских развлечений.
Заехать в «Буфф» – одна утеха!
Представьте на минутку: Петербург, конец XIX века, вечерняя площадь перед Александринским театром освещена газовыми фонарями, заполнена элегантными экипажами и каретами. На сцене играет заслуженная артистка Мария Савина в пьесах А.Н. Островского, но часть публики, оглядываясь по сторонам, проходит мимо императорского театра и поворачивает налево, в сторону бывшего цирка Новосильцева. Куда они спешат? В театр «Буфф»! Его первооткрывателем был московский актер А.Д. Федотов, арендовавший в 1870 году здание разорившегося цирка. В успех предприятия не верил никто, ведь Дирекция императорских театров запрещала не только играть на русском языке, но и давать пьесы целиком, избавляясь таким образом от конкурентов. Но уже через три года «Буфф» становится одним из самых любимых театров петербургской публики. Секрет был в том, что предприимчивый антрепренер пригласил на ангажемент французских суперзвезд. «Лучезарная дива каскадного мира» Гортензия Шнейдер и «королева эротичности» Анна Жюдик не только вскружили голову аристократам, но и создали новый жанр – театрализованную песню. О популярности первого «Буффа» свидетельствует тот факт, что он часто упоминается в произведениях русских классиков – Некрасова, Островского, Салтыкова-Щедрина. И даже поборник нравственности Лев Толстой вложил в уста Вронского в «Анне Карениной» фразу: «В опере я сплю, а в «Буффе» досиживаю до последнего конца, и весело!». Но веселье продолжалось недолго – в 1878 году столице прошел ряд пожаров, и градоначальники, спохватившись, что в центре имеется деревянный театр, закрыли его, а здание снесли. Но «Буфф» успел заложить основы демократического театра, и ему суждено было вернуться.
Феерия Серебряного века
В 1901 году предприниматель Петр Тумпаков арендовал Измайловский сад на Фонтанке, где сегодня располагается Молодежный театр. Здесь он построил летнюю эстраду, оркестровую раковину, устроил дорогую электрическую иллюминацию, разбил роскошные клумбы с цветами и открыл роскошный ресторан. А назвал он свое коммерческое предприятие «Летний Буфф». Кто только не выступал в Измайловском саду! Здесь проводили ночи все звезды Серебряного века. Звезда романсов Анастасия Вяльцева доводила публику до обмороков, королева цыганских песен Варя Панина околдовывала меломанов своими обертонами, а артист Николай Монахов («Шаляпин от оперетты») явил зрителям новый тип артиста музыкального театра. Тумпаков не жалел денег на гонорары и на рекламу. На волне успеха в 1904 году он открыл еще и «Зимний Буфф» на Адмиралтейской набережной, где шли феерии, оперетты и балеты. Здесь же состоялась российская премьера оперетты Ф. Легара «Веселая вдова», прогремевшая на всю Европу. После смерти антрепренера его делами успешно управляли партнеры, но революция 1917 года внесла свои коррективы. Голодающему Петрограду было уже не до развлечений. В советский период истории о театре «Буфф» надолго забыли.
Дом, который построил Исаак
Новая история «Буффа» началась только в 1983 году, когда режиссер и педагог Исаак Штокбант выпустил в ЛГИТМИКе талантливый курс артистов музыкального театра. Молодые актеры играли успешные спектакли и программы в стиле кабаре: «Первый концерт», «Гостиный двор», «Мандрагора» – на которые стремился попасть весь Ленинград! Вдохновленные аншлагами, актеры отказались расставаться и предложили своему мастеру создать музыкально-драматический театр. Для советского времени это был беспрецедентный случай, но еще следовало убедить чиновников в необходимости такого театра. Артисты предложили назвать театр «Кабаре», но Исаак Штокбант вспомнил историю петербургских «Буффов». Так и родилось название, ведь латинское слово «буфф» буквально переводится как «озорство, веселье». Против «веселого» театра чиновники возражать не стали, потому что советские зрители очень любили комедии. На каких только площадках не играл новый «Буфф»: от «Ленконцерта» до БКЗ «Октябрьский»! В 1985 году театр обосновался у Володарского моста, на Народной улице. а в 2010 году, уступив эту площадку театру «Мастерская», «Буфф» переехал в новое, специально построенное городом здание на Заневском проспекте, 26.
Отзывчивая публика «Буффа», которой позавидует любая стационарная площадка, не просто так обеспечивает этому театру неизменные аншлаги. Зритель приходит в «Буфф» с душой нараспашку. Он заведомо счастлив, ибо знает, что здесь его всегда ждет праздник. В чем же заключается секрет? Ответ очевиден – в многожанровости театра. Здесь в один вечер на Основной сцене может идти комедия или мюзикл, в зале «Кабаре-буфф» – музыкальные шоу программы, в «Буффиках» – оперы для самых маленьких зрителей. Артисты «Буффа» одинаково владеют драматическим искусством, вокалом, пластикой и даже акробатическими трюками. Первые буффовцы уже повзрослели и давно стали заслуженными, но каждые несколько лет в труппу вливались новые ученики Штокбанта – девять выпусков одного Мастера! Сегодня театр с гордостью носит имя своего создателя, и, как сорок лет назад, из него не уходят в плохом настроении. Но это не значит, что «Буфф» – театр развлекательный. Исаак Романович говорил: «Ничего себе, развлекательный театр! У нас идет Островский, Гоголь, Сухово-Кобылин, жизнеописание Эзопа»! В этом и заключается его формула успеха – говорить легко о сложном. За это зрители и любят «Буфф». Так пожелаем театру долгие лета!