«КРАСИВОЕ ДЕЛО В ЖИЗНИ – СТРОИТЬ МОСТЫ»
Скульптура «Театр» встречает посетителей в вестибюле под открытым небом российской национальной библиотеки. Теперь эта встреча наполняется новым смыслом: в ноябре в библиотеке открывается театр. Легендарный Лев Рахлин, драматург, режиссер, продюсер замыслил петербургский камерный новый театр на территории и в содружестве с национальной библиотекой.
«Не бойся быть счастливым!» – репетиция завершается финальной фразой. Именно так изначально называлась пьеса А. Арбузова «Мой бедный Марат», выбранная для премьеры-открытия.
– Лев Ильич, почему именно этой историей открывается занавес Петербургского камерного нового театра?
– Причин тому много. Во-первых, это одна из пяти лучших и самых ставящихся пьес в мире в 1970-е годы. Она фантастическая, успех был беспрецедентен и внутри страны, и за рубежом. Во-вторых, наш театр создается под флагом Петербурга. Это будет пространство русской литературы, драматургии. Абсолютно всё, за редким исключением, было создано именно в Петербурге. В-третьих, помещение Национальной библиотеки обязывает держаться высокого уровня петербургского пласта культуры, быть «опетербурженным».
Действие начинается во время блокады Ленинграда. Но пьеса менее всего о войне, это притча о любви. Любовь и блокада, любовь и холод в широком смысле слова – 24 и 25 ноября первые зрители нового театра увидят «Ленинградский роман». Великая драматургия, в какие бы времена не была написана, она ассоциативная, есть пересечения с сегодняшней жизнью. Мосты-параллели строят молодые, но уже известные в профессиональном содружестве актеры.
– Это большая роль. Это роль-судьба. Редко выпадает такая возможность, я благодарна за приглашение, – спускается с подмостков Анна Дразнина, исполнительница роли Лики. Перед ней сложная задача и высокая планка – в этой роли жили Алиса Фрейндлих, Ольга Яковлева, Юлия Борисова. Другие актеры, в другом поколении, в другой эстетике представят корневую историю, ставшую классикой русской драматургии. На репетиции легкая, радостная, вдохновляющая атмосфера сотворчества.
– Я делаю ставку не на имена, а на хороших молодых актеров. Аню я увидел в чеховской пьесе. Слава получил рекомендацию своего мастера Вениамина Фильштинского. Роль Леонидика играет Игорь Гоппиков. Спектакль у нас – коллективный бенефис. Редко, когда все три роли могут ярко называться бенефисными.
– Я обрадовался, когда Лев Ильич пригласил сыграть Марата. Знал и про пьесу, и про роль, и про Льва Рахлина, а тут всё вместе волшебно соединилось, – в зрительном зале появился Вячеслав Коробицин. – Обязательно приходите на премьеру! Мы о себе заявим!
– Какого зрителя ждете на премьеру?
– Мне хотелось бы увидеть своих сверстников, – сразу отвечает Вячеслав.
– Хочу, чтобы весь Петербург пришел, – улыбается Анна. – А еще – поезда из Москвы, Перми, Смоленска.
– Я не буду говорить, что жду только своих сверстников, – шутит Лев Ильич и продолжает серьезно. – Публичная библиотека дает нам определенный ценз. Мечтается, чтобы пришли не дилетанты, а люди со сложившимися вкусами и могли сравнивать с нехудшими образцами.
– Зрителю настраиваться на камерные моноспектакли, спектакли на двоих-троих, антрепризы?
– Нет, антрепризного не будет вообще, – эмоционально отреагировал Лев Ильич. – Не говорю сейчас об оттенках этого слова, которое не люблю. Это будет независимый коммерческий репертуарный театр.
– Можете приоткрыть тайну репертуарного плана?
– Мы уже репетируем вторую пьесу. Две премьеры выйдут с разницей в две недели. 8-9 декабря играем спектакль «Кроткая» по Достоевскому. В главных ролях Евгений Сидихин и Аннушка, – жест в сторону Анны Дразниной. – До середины мая еще две премьеры. Пушкинская, очень сложная, многоплановая, многослойная история – «Мне скучно, бес». И Евгений Водолазкин дал право на новую пьесу «Жостов» нам и «Современнику», с правом первой постановки в Петербургском камерном новом театре.
– Мюзиклов не ждать?
– Нет, это пространство не для мюзиклов. Мои масштабные «Шелк» и «Скрипач на крыше» зритель может увидеть в других театрах. Одним и тем же никогда не занимался. Наступило время сконцентрироваться только на том, что я хочу.
– Новый театр – это подарок себе на 75-летие?
– Думаю, я заслужил это право. Если небеса не обидятся на то, что я «натворил» за все годы, то хочу заняться тем, что откладывал и пока не успел. Моя специфика в том, что человек я проектный, контрактный, при этом однолюб – сложилось большое содружество актеров разных поколений. Есть любимый костяк, с которым хочется ставить петербургское и о Петербурге. Для меня этот город – очень большая часть этого мира. И я, и родина моего сердца – это Петербург. Новый театр будет петербургским по сути.
Театр русской литературы, драматургии в пространстве Национальной библиотеки – сенсационно и беспрецедентно. Лев Рахлин, как и главный герой премьерного спектакля, считает, что красивое дело в жизни – строить мосты. Мосты соединяют, это особая метафора для Петербурга.
+Ирина Мохова
Читайте в №39 журнала ТЕАТР+