«ПИКОВАЯ ДАМА» В ТЕАТРЕ «МОНПЛЕЗИР»

Театр «Монплезир» 29 и 30 ноября представляет премьеру «пиковой дамы». Изощренная сценическая интрига и литературная игра, уважительный и трепетный подход к прочтению классического материала отличают творческий почерк петербургского актера и режиссера Игоря Ларина. Основу репертуара авторского театра составляют легендарные моноспектакли, в каждом – феерия актерского искусства, результат культивации техники перевоплощения и главенства актера.

Игорь Ларин, лауреат Всероссийских и  Международных театральных фестивалей, обладатель «Золотой Пушкинской медали» и Диплома Российского Фонда культуры активно работает как режиссер-постановщик, сценограф, актер в театрах России и за границей. Любит русскую классику и умеет интересно ее прочесть. В 35 сезоне созданный им театр «Монплезир» дарит городу масштабный проект «Прогулки с Пушкиным». Первой в его рамках была премьера «Смотрителя», теперь зрителя ждет встреча с «Пиковой дамой». Это произведение, вросшее в Петербург легендами и мифами. «Театр +» отправился в  камерное пространство на Большой Подьяческой, 14, чтобы увидеть магию рождения новой постановки о старой графине. Игорь Ларин является не только автором инсценировки, режиссером, актером, но и сценографом, художником по костюмам, создателем масок для персонажей: «”Пиковая дама” – притягивающее произведение. Оно давно стало мифом, символом Петербурга. Пушкин писал его как легкий «игрецкий анекдот», не предполагая, какой шлейф мистики будет тянуться за его строками, и что повесть попадет в ряд мистических, как «Макбет» или «Мастер и Маргарита». Мне инфернальный материал нравится. Это третья моя «Пиковая дама», поставленная в родном городе. Первой была экспериментальная постановка  в начале 90-х годов, с народной артисткой России Галиной Карелиной в театре «Монплезир», вторая уже более 10 лет идет в  театре «На Литейном».

В атмосфере камерного театра мы выращиваем новый, уникальный вариант спектакля. Здесь другие правила игры, заданные небольшой сценой и узким кругом близких, родных людей, можно поработать нюансами, красками, которые в большом академическом театре невозможны. Мы играем смыслами, подтекстами, хотим разбудить фантазию зрителя. Что открыл графине Сен-Жермен? Чем она расплатилась за тайну трех карт? Пушкин не говорит об этом, это предмет догадок, магия игры. Решение спектакля уже найдено. Он будет отличаться от всего, что я делал раньше. Из персонажей я играю Томского и Чекалинского, но функций будет много, у нас смешанная игровая стихия. Самое интригующее, что все актеры, занятые в спектакле, будут играть старую графиню, это обусловлено движением сюжета. Такого нет нигде. Окончательно сформирует спектакль публика, в Петербурге она удивительная, в «Монплезире» она необыкновенная. Мы здесь вместе существуем для счастья, для удовольствия, для творческой реализации, потому так и называемся». Никита Француков, исполнитель роли Германна: «Многие в моем окружении хотели бы сыграть Германна. У меня навязчивой идеи никогда не было, но, тем не менее, Германн меня настиг. Со студенчества мне доставались роли не героев-любовников, а  скорее людей, склонных к помутнению рассудка. И поскольку моя отправная точка как актера – персонаж с расстройством личности, Германн мне интересен. Согласился с искренней радостью, мне нравится играть в  «Монплезире». Я уже встречаюсь со зрителями в спектакле «Путь Раскольникова», где играю главную роль. Это уникальный материал, не просто петербургская история, а  захватывающая тема скитания, страдания, принятия самого себя и своего окружения. Было интересно увидеть знакомый материал под другим углом. И в новом спектакле тоже стоит задача переместить угол зрения, показать другую правду. Германн, на мой взгляд, сошел с ума не в  момент, когда к нему ночью пришла старуха, расстройство началось гораздо раньше, с навязчивой идеи. Спектакль захватил с момента обсуждения, заканчивая интересным решением: графиня – в каждом из нас. Смотреть на материал с этого ракурса невероятно любопытно».

Марина Ларина, директор и актриса театра «Монплезир»: «В спектакле я исполняю роль Лизы, воспитанницы старой графини. На первый взгляд, может показаться, что персонаж выполняет определенную функцию. Функцию разворачивания сюжета. Но в нашем спектакле будет происходить мощная трансформация персонажа, и  это интереснее, чем просто история несчастной лирической героини, пострадавшей от любви. Мне кажется, рождается глубокий, многогранный и обаятельный образ. Вообще все спектакли Игоря Николаевича Ларина обладают невероятным обаянием. И эта, казалось бы, мрачная петербургская история превращается в спектакль с безумно обаятельной внутренней энергией. Здесь будут удивительные костюмы и маски. Маски являются характерной чертой спектаклей нашего театра «Монплезир», эдакая «магия Игоря Ларина», вызывающая у зрителей восхищение и любовь. Этим летом мы стали победителями в  грантовом конкурсе. Проект «Прогулки с Пушкиным» проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Он приурочен к юбилею Александра Сергеевича Пушкина, стартовал в  августе 2023 года и продлится до октября 2024. В рамках этого проекта вышла премьера «Смотрителя», по произведению Александра Сергеевича «Станционный смотритель», а в конце ноября зрителей ждет «Пиковая дама».

Новый спектакль одними из первых смогут увидеть наши благополучатели, состоящие в различных общественных организациях, дети-инвалиды. А также есть задумка, которая уже воплощается: в рамках проекта «Прогулки с Пушкиным» поставить с нашими партнерами, удивительными ребятами из «Родничка надежды», музыкальный интерактивный спектакль по стихам Александра Сергеевича. Сейчас проходят мастер-классы по актерскому мастерству, мы читаем стихи и прозу, погружаемся в творчество Пушкина под руководством Игоря Николаевича, нашего главного пушкиниста. В  январе начинаем репетиции… Мы счастливы, что в «Монплезире» можем воссоздавать лучшие, самобытные традиции русского театра, возрождать актерский театр, театр тонкого стиля игры и чувства классики».

+Ирина Мохова
Читайте в №39 журнала ТЕАТР+

Фото: пресс-служба театра