МАРИЯ РОМАНОВА: МАРШАК – ДЛЯ ДЕТЕЙ И МАРШАК – ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Театр им. Ленсовета всерьез задумался о воспитании своей аудитории с самого раннего возраста. В октябре детский репертуар театра прирастет новой работой режиссера Марии Романовой «Маршак – Маршак». Романовские спектакли для маленьких зрителей уже успели полюбиться почитателям театра на Владимирском проспекте. Спектакль «Странствия Нильса», отмеченный премией «Арлекин» в номинации «Лучший режиссер», уже сошел с подмостков, но волшебные песенно-сказительные «Птицы» еще можно посмотреть. Теперь пришло время для советской классики детской литературы в трепетном прочтении режиссера Марии Романовой.

Режиссер Мария Романова

– Когда произносишь фамилию Маршак, вспоминается детство и хочется улыбаться. Название вашего нового спектакля «Маршак – Маршак». Почему так? Хочется заставить зрителя улыбаться с момента покупки билета?

– Название «Маршак – Маршак» пришло к нам интуитивно. Идея принадлежит Ларисе Регинальдовне Луппиан. Уже сейчас я понимаю, что пришло оно неспроста. Во-первых, у самого Маршака много различных считалочек, рифмовочек, поэтому такое ритмичное выражение: «Маршак – Маршак» пришлось как нельзя кстати. А во-вторых, в нашем спектакле есть Маршак для самых маленьких, и есть Маршак – для их родителей.

На репетиции спектакля «Маршак - Маршак»

– Какие произведения легли в основу вашего спектакля? Что их объединяет?

– В основу спектакля легли самые известные произведения Самуила Яковлевича: это «Человек рассеянный с улицы Бассейной», «Старушка и пудель», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» и «Багаж». Кроме того, в постановке прозвучат два взрослых стихотворения Маршака, которые стали для меня открытием. Мы все знаем Маршака как детского поэта, а у него множество удивительных стихов для старшей аудитории. Это потрясающая поэзия, простая, ясная, такая трепетная, такая необходимая нам сегодня.

На репетиции спектакля «Маршак - Маршак»

– Есть мнение, что для работы с детской аудиторией артист должен обладать особым дарованием и искренностью – умением достучаться до маленького зрителя и увлечь его. Что помогает артистам, занятым в постановке, в работе над спектаклем?

– Наш актерский ансамбль состоит из трех исполнителей. Молодой Дима Хасанов, он учился на курсе Анны Яковлевны Алексахиной и только недавно пришел в театр. Он абсолютно пластичен: и физически, и актерски, очень зажигательный артист – ему удается пострясающе перевоплощаться на сцене в самых разных животных. Анна Гольдфельд и Маргарита Иванова, очень одаренные актрисы, обе мамы. Их материнское чутье, фантазия и тональность, направленные на малышей, перенесенные на сцену из жизненного опыта, нам многое дают и помогают на репетициях. Кроме того, у Анны, она, кстати, училась на курсе Бутусова-Алексахиной, достаточно клоунская природа, она хулиганка, а Рита – очень чуткая и трепетная – они все чудесно дополняют друг друга.

На репетиции спектакля «Маршак - Маршак»

В Театре им Ленсовета не так много детских спектаклей – достаточно пальцев одной руки, чтобы их пересчитать. Появление спектакля «Маршак – Маршак» - знак начала формирования репертуара для самых главных зрителей?

Режиссер Мария Романова

– Не уверена, что «Маршак – Маршак» станет такой отправной точкой, но желание расширить детский репертуар у руководства театра есть. Посмотрим, что будет впереди.

– В одном из интервью вы заметили, что материалы для спектаклей сами вас находят в определенный момент жизни. Почему для вас важно поставить «Маршак – Маршак» именно сегодня?

– То, что спектакль «Маршак – Маршак» нашел меня в наше сегодняшнее время, для меня неслучайно и очень важно. Работа над ним для меня, для нас – это просто спасение. Мы много смеемся на репетициях, и при этом спектакль получается трепетным и пронзительным. Во время подготовки к постановке я много думала, читала стихи Маршака, его биографию. Ему тоже довелось жить в непростое время. Благодаря его глубокой работе над собой и ясному пониманию, как вообще выжить в той системе, которая была в те годы, он выбрал очень мудрую, на мой взгляд, позицию – формировать и нести свет самым маленьким, тем, кто только знакомится с окружающим миром и вступает в жизнь. Именно поэтому его произведения не устаревают, на них росли наши родители, потом они читали эти стихи нам, а теперь мы на них растим наших малышей.

Беседовала Надежда Кокарева