СЕРГЕЙ БАРКОВСКИЙ: «Я ЛЮБЛЮ ВСЕ СВОИ РОЛИ!»
В Доме книги в рамках цикла встреч «Открытый театр» прошла творческая встреча с артистом Молодежного театра на Фонтанке, заслуженным артистом России Сергеем Барковским.
Вечер получился праздничным и немного философским. Атмосфера зала искусств располагала к вопросам про Новый год.
–Этот праздник родом из детства, Вы помните свои впечатления о новогодних праздниках или о детских спектаклях?
– Родился я в Алма-Ате, вырос в Николаеве, в этом городе было тогда три театра, куда я часто ходил на спектакли вместе с классом. Тогда я и заразился театром как зритель. Я понял, что с театром буду связан всегда, когда пришел на «Левшу» Театра им. Ленсовета в постановке Игоря Владимирова. Спектакль поразил своей эффектностью, яркостью. Даже школьником я смог оценить тщательную разработку ролей, характеров, помню, что был впечатлен подробностью существования актеров, драматической составляющей. Это было самое яркое впечатление моего театрального детства. Меня до сих пор тянет в зрительный зал. Даже сейчас, когда я профессионально работаю на сцене.
– Вы – заядлый зритель! Какой спектакль смотрели последним?
- Я был в одном московском театре на днях, после съёмок. Смотрел без удовольствия, поэтому не называю постановку. Но должен сказать, что даже если многое не нравится, ходить в театр и смотреть на работу коллег считаю профессиональной необходимостью. Другое дело, что не всегда получается. И, к сожалению, всё чаще испытываю разочарование: театр уходит в зрелищность, предлагает невнятные эксперименты.
Я могу назвать три спектакля, которые произвели на меня сильное впечатление и оставили след в душе на годы. Это острая, гротескная постановка Георгия Товстоногова «На всякого мудреца довольно простоты». Актёры так плотно существовали, были так точны и подробны, что я до сих пор помню этот спектакль! Потом, «Время и семья Конвей» Александра Баргмана, в котором каждую секунду было интересно наблюдать за актёрами, за режиссёрскими ходами. И конечно, мое мировоззрение перевернул спектакль Семёна Спивака «Дорогая Елена Сергеевна». Я понял, что в хорошем драматическом спектакле в первую очередь должна быть «живая жизнь». Во время просмотра я делал нравственный выбор вместе с героями, душа разрывалась на две части - я вышел взмокший!.. Сердцевина, доминанта спектакля – это происходящее между людьми, в этом истинная театральность. Музыка, свет, эффекты могут только дополнять действие. С тех пор я полюбил Молодёжный театр и счастлив, что 31 год там служу.
– 2023 год – Год педагога и наставника. Вашим Мастером был Мар Владимирович Сулимов, какой главный урок Вы вынесли из работы с ним?
– В ноябре Мастеру исполнилось бы 110 лет. В честь юбилея вместе с коллегами мы хотим переиздать его книгу «Посвящение в режиссуру». Главный его урок - научиться отвечать на вопрос: «Про что?» Он очень надоедал нам (как тогда казалось) этим вопросом. В каждом отрывке, этюде, спектакле просто с ума сводил, требуя ответа – «Про что ставим?.. Про что играем?..» А сейчас я понимаю, как это было правильно. Мар Владимирович говорил, что этот вопрос помогает найти выстраданную, прочувствованную идею, сверхзадачу, ему подчинено движение спектакля, событийный ряд и так далее… Он любил повторять, что режиссура - это количество заданных вопросов и качество найденных ответов.
– Какими ролями вы дорожите больше всего?
– Ролей у меня немало: более 180 в кино и 80 в театре. И у меня такое правило: если ты не любишь роль, не стоит выходить на сцену. Поэтому я люблю все свои роли! Все без исключения! Иначе бессмысленно существование на сцене. В каждую необходимо вложить себя, даже если у тебя всего две фразы, как часто бывает в кино. Такой у меня принцип – любить, развивать, искать живое во всем, что я делаю в профессии.
– Какую роль хотели бы сыграть?
– О ролях мечтать опасно. Не потому, что можешь сглазить - можешь не совпасть с режиссёром. В спектакле он создаёт свой мир, доминирует, а ты, придумав что-то совсем другое, рискуешь оказаться «пришельцем». А ведь именно режиссёр – человек номер один в театре.
- Как Вы пришли к профессии актера?
– Что-то внутри меня «щёлкнуло». Доверяйте знакам свыше! Ничто в моей жизни не предвещало актерской карьеры: ни папа, ни мама этим не занимались, в театре я хотел быть лишь профессиональным зрителем. А когда первый раз вышел на сцену в университете, понял, что мне нравится быть перед зрителем. Я понимал, зачем выхожу, и почувствовал, что мне есть, что сказать… И мелькнула мысль: а может быть, это мое?.. Выходить на площадку, стоять на несколько сантиметров выше зрителей и что-то рассказывать им - это ответственно, но это окрыляет, вдохновляет.
– Вы так талантливы! Наверное, легко поступили в театральный?
– Я легко поступил после школы в университет, где стал изучать философию. Мне маячил кандидатский минимум, я начал преподавать... Но уже будучи зараженным бациллой театра, решил поступать в театральный институт. Поступал трудно, три года. Но в итоге поступил и получил и диплом режиссера, и диплом актера. Оказалось, что кажущийся спуск по социальной лестнице (философ-режиссёр-актёр) на самом деле - восхождение к самому себе.
– Скоро Новый год, если бы Вам предложили выйти на сцену в эту ночь, согласились бы? Как будете отмечать праздник и что делаете на каникулах?
– У меня бывали спектакли в новогоднюю ночь! Где только я не отмечал – случалось, и в воздухе, и даже в метро! Это было во времена, когда я «дедморозил». Однажды я возвращался в вагоне, где ещё пять человек опаздывали к праздничному столу и постоянно посматривали на часы. И ровно в полночь, как по команде, все достали шампанское и раздалось «Бах-бах, бах!»... Так и отметили Новый год в метро. Сейчас предоставляю молодым встречать новый год на сцене, мне хочется провести время с семьёй, с друзьями, с самим собой, уехать на природу. Как буду отмечать в этот раз? Не знаю! Жизнь артиста – стихия случайностей. Скучать не приходится!
+ Ирина Мохова
Фото: Юлия Кудряшова